J.B. Harold: Manhattan Requiem

J.B.ハロルドの事件簿 : マンハッタン・レクイエム
J.B. Harold: Manhattan Requiem
Жанр: Quest
Разработчик: Riverhill Software
Издатель: Riverhill Software
Год выхода: 1995
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 0.00 из 10
  • 1
  • 1
  • 2
Продолжение культового в Японии 1980-х неонуарного детектива "Джей Би Гарольд". Как и последующая игра серии, Blue Chicago Blues, ремейк Manhattan Requiem вышел на Windows в 1995 г., через пару лет после релиза на редком мультимедийном центре LaserActive. Обе адвенчуры на персональных компьютерах лишились английского перевода. Manhattan Requiem к тому же серьезно изменился и по части графического стиля и стал напоминать скорее визуальную новеллу без анимаций, видео с живыми актерами и частых заставок.

Джей Би Гарольд - помятый жизнью крутой детектив, работающий в полиции провинциального американского городка Либерти-Таун. Свое призвание в поимке преступников он нашел после того, как стал свидетелем убийства молодой, невинной девушки, попавшей под шальную пулю во время перестрелки гангстеров. До нее не было дела правоохранительным органам; преступление так и осталось бы нераскрытым, если бы не нацепивший значок Гарольд. Похожий случай годы спустя заставил детектива полететь первым рейсом в Нью-Йорк. Джей Би отправился в Манхэттен после получения письма от друга, бывшего стража порядка, Джадда Грегори, который решил копнуть глубже дело юной пианистки Сары Шилдз. Сара знакома Гарольду. Она покинула Либерти-Таун ради перспектив мегаполиса с его многочисленными соблазнами... и была обнаружена мертвой три месяца назад, выпав из окна одной из высоток. Кроме того, Сара искала в Нью-Йорке свою мать, неожиданно написавшую ей и просившую приехать. Полиция удовлетворилась лежащей на блюдечке и удобной версией самоубийства "наркоманки", вертевшейся в плохой компании. Наш герой, само собой разумеется, - нет.

Игра начинается с довольно продолжительного вступительного видео в небольшом окошке, разъясняющего на японском языке всю предысторию, пока Джей Би едет в такси от аэропорта до центра Манхэттена. Этот ролик - как раз то, что сохранилось на ПК из FMV-версии с LaserActive. Первым делом Гарольд посещает контору детективного агентства Джадда, где опытный товарищ вводит Джей Би в курс дела, вдаваясь в детали. Это то, что крайне важно уяснять при прохождении любых детективов. Manhattan Requiem не исключение. Стало быть, без знания японского совершенно невозможно обойтись. Благо в игре предусмотрены субтитры, хоть они и отсутствуют во время видеовставок, которых в квесте, помимо вступления, несколько. Получив первые необходимые данные, отправляемся по адресам.

Перед нами открывается карта Манхэттена. ЛКМ нажимаем по любому доступному адресу - и незамедлительно там оказываемся. Управление в игре весьма простое. Нужно лишь выбирать имеющиеся темы для разговора и получать необходимые сведения, собирать информацию.
Темы и деятельность Гарольда разбиты сверху вниз на категории:
- Личности;
- Обстоятельства;
- Вещдоки;
- Опросить других людей по этому адресу;
- Осмотреть (помещение);
- Покинуть адрес.
Основные вопросы, задаваемые нашим героем, одинаковы для большинства персонажей. Есть, правда, специфические, относящиеся только к конкретным лицам или группе лиц. Беседу можно начать с расспроса о биографии, попытавшись узнать профессию человека, имя с фамилией и даже группу крови. Реакция может быть самой непредсказуемой, а порой забавной. В этом и заключается весь геймплей, основа продвижения по сюжету и прохождения детектива. Полученные сведения от одних людей будут предметом для обсуждения чего-то нового с другими и повлияют на появления мест на карте.

Особую сложность представляет тот факт, что некоторые вопросы нужно задавать дважды, а то и трижды, чтобы вам предоставили доселе неизвестные подробности, а возможно, и улики. Причём, чтобы еще более затруднить процесс, это предстоит проделывать не за раз, а после n-го числа посещений одного и того же места, когда свидетель вдруг что-то внезапно вспомнит. Если адресов не так много и вы держите в голове всех имеющих отношение к делу лиц, это, в общем-то, не так трудно. Однако в Manhattan Requiem оных немерено и становится все больше и больше, что наваливается на вас словно снежный ком. Через какое-то время голова начинает ходить кругом: куда следует сейчас ехать, что именно там спросить опять...

Не словом единым. В вашем распоряжении будет также сбор вещественных улик, хотя и он напоминает текстовые квесты 1980-х годов, когда, кликая по названию части квартиры или предмета мебели, отображаются опять же названия разных вещей и комментарии Джей Би. Предметы можно показывать всем встречающимся в игре персонажам. В этом смысле они не отличаются от вопросов. Как инвентарь, доступный в любое время для изучения, собранные вещи использовать нельзя, равно как их нельзя применять на чём-нибудь. Чтобы их изучить, необходимо отправиться в офис к Грегори. Важно отметить, что посещать Джадда придется регулярно. И в целях не только детального осмотра вещдоков, но еще и разговора со своим старшим товарищем. Он делится полезными размышлениями, которые наводят Джей Би на новые темы для разговоров с другими людьми. Бывает, Джадд даже сподобится взять на проверку собранные вами улики. К счастью, у старой ищейки остались связи в полицейском управлении Нью-Йорка и есть свои неофициальные источники. Большую помощь окажет его дочка, работающая в библиотеке, если вдруг появится надобность в прочтении архивных газет.

В отличие от Blue Chicago Blues, в "Реквиеме Манхэттена" нельзя погибнуть. Гарольд, не опасаясь того, что кто-то может его ликвидировать, как детектива, забравшегося слишком далеко, спокойно разгуливает по городу и общается с нечистыми на руку жителями. Многим из них действительно есть что скрывать. Приготовьтесь к тому, что далеко не все встречающиеся персонажи охотно станут с вами делиться имеющимися у них сведениями. Только после того, как вы уличите во лжи, в каком-то противоречии или представите неоспоримый факт их замешанности в темных делишках, они, так и быть, что-то да поведают. Лгут некоторые личности не стесняясь. Нет в игре порицаемого частью квестоманов ограничения по времени, ставшего такой естественной составляющей в следующем выпуске J.B. Harold. Спокойно, за чашечкой кофе можете путешествовать по городу, навещая одних и тех же свидетелей, подозреваемых по множеству раз. Никто никуда не торопит и не уходит с работы ровно в 6 вечера. Присутствует возможность сохранения: как автоматического при выходе из игры, так и восьми слотов для записи в любой момент, когда вы пожелаете.

На определенном этапе вы получите достаточно свидетельств, указывающих на возможную вину подозреваемых. В этом случае пора всё через того же Джадда "вызвать" предполагаемых виновников на перекрестный допрос наряду с другими замешанными. Постепенно, с нескольких заходов раскалывайте на чём-то одних и используйте это против других. Подобная тактика была зафиксирована ближе к концу Blue Chicago Blues. Отличие этой игры в том, что у Джей Би, судя по всему, не так много полномочий, как в Чикаго, где его повсюду сопровождал эксцентричный местный полицейский. Здесь же предстоит мотаться по адресам в одиночку без статусного напарника, где по мелким крупицам выдавливать из негодяев правду. Кто-то из них рано или поздно расколется, и тогда распутывайте узел дальше. До чего же это увлекательное занятие!

Как и положено, самой сильной частью игр серии J.B. Harold является сюжет. В этом смысле "Реквием Манхэттена", возможно, лучший детективный квест. Сложно представить себе нечто настолько же лихо закрученное и витиевато переплетенное в жанре. Вы обнаружите, что подозреваемых чересчур уж много, не меньше и различных мотивов. Отыскать в этой куче ниточку, ведущую к главному преступлению, представляется непростой задачей даже для опытного, пытливого следователя. Еще запутаннее выйти наконец на настоящего убийцу, тем более что оказывается, что нарушений закона уйма. Криминал на криминале: от относительно мелких злодеяний до серьезных. То же самое можно сказать и про загадочные происшествия этого триллера, уходящие своими корнями в прошлое. Казалось бы, только Джей Би открывает завесу одной тайны, как рядом с ней появляются несколько других.

Как уже было обозначено выше, разработчики из Riverhill Software решили отказаться от живого видео и формата интерактивного кино, который был в 1995 г. ещё на пике своей популярности. Да, несколько сцен с участием актеров и отснятых эпизодов с кадрами Нью-Йорка были оставлены, однако в общем и целом квест вернулся к той визуальной стилистике, которая была принята во второй половине 1980-х. Перед нами по большей части текстовая адвенчура, но сопровожденная очень красивыми рисованными портретами героев картины. Художник постарался на славу. Лица выполнены так реально, что, хотя статичны и не всегда передают эмоции, соответствующие происходящему, выглядят всё равно живыми и точно характеризующими своих героев. Увидев всю эту красоту ярких цветов и изящных контуров, я не решаюсь утверждать, лучше или хуже такая художественность, чем настоящие актеры.

Отдельно надо поблагодарить японского композитора за музыкальный аккомпанемент. На протяжении всего детектива звучат семь инструментальных композиций в стиле джаза и блюза, этак годов 1950-х. Безусловно, такой фон создает свою атмосферу нуарности и подчеркивает колорит старого доброго Нью-Йорка, знаменитого небольшими, уютными барами, где всегда можно вот так расслабиться и послушать замечательные хиты середины прошлого века как в живом исполнении, так и посредством винтажных автоматов. Треки начинают проигрываться, если вы некоторое время не предпринимаете никаких действий, нажимая на имеющиеся варианты. Впрочем, их всегда можно отключить, как и речь в опциях. Человеку, не знающему японского, затруднительно оценить, насколько хорошо озвучены все персонажи, но текст для каждого написан мастерски - так, как будто это роман большого детективного писателя.

В заключение хочу подтвердить, что Manhattan Requiem - великолепный, насыщенный детектив с глубоким сюжетом, наполненным драмой. Да, возможно, привычная квестовая составляющая а-ля Point-and-Click по сравнению с другими, более известными играми поджанра здесь почти не наличествует. И всё же от этого "Реквием Манхэттена" не становится легче, не превращается просто в визуальную новеллу, книжку с картинками на компьютере. Здесь придётся задействовать серое вещество, нестандартно думать, как Сэм Спейд, соотносить разные куски информации, слепив в итоге четкое представление об убийце, его мотивах и секрете, который он/она ожесточенно охраняет. Посоветовать можно, во-первых, всем любителям качественных, сложных расследований, цепляющих так, что от экрана не оторвешься. Во-вторых, тем геймерам, которые не боятся языкового барьера, хотя сейчас это ограничение несколько нивелируется развитием определенного рода технологий или, если хотите, "костылей", способных предоставить худо-бедно онлайн-перевод с японского.

P.S. В 2017 г. вышла-таки английская версия этой игры для Android. В бочке с медом не без дегтя: она лишь условно-бесплатная. На посещение и опрос персонажей установлен лимит, после превышения которого надо покупать виртуальные жетоны.
Автор обзора: Farooq
J.B. Harold: Blue Chicago Blues
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.