Knights & Kings

Knights & Kings
Жанр: Strategy
Разработчик: Entrex Software
Издатель: Entrex Software
Год выхода: 1992
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 5 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 0
  • 5
Образовательная стратегия от канадской компании Entrex Software из подсерии «Turning Points», посвящённая Средневековью, а если точнее, то завоеванию Англии. Несмотря на то что тематика и даже отчасти название совпадают с таковыми у более старой игры от тех же авторов, «In the Days of Knights & Kings» (1989 г.), перед нами – совсем другая история, выполненная на более продвинутом движке, уже знакомом посетителям сайта Old-Games.ru по «Supreme Command».

Соответственно, с внешней точки зрения всё здесь крайне напоминает последнюю упомянутую вещь (как и все прочие стратегии от тех же разработчиков, датированные началом 1990-х). Иначе говоря, нас ждут не самая цветастая и детализированная, но всё же вполне чёткая графика уровня VGA с разрешением 640×480 (или EGA с 640×350), светлый фон, управление посредством мыши, верхнее выпадающее меню... В общем, если ранние работы Entrex создавались для Apple II и при портировании на IBM PC несли на себе отпечаток всех достоинств и недостатков своей материнской платформы, то игры начала 1990-х уже явно напоминают о Macintosh (хотя «Knights & Kings» успела выйти во всех трёх этих вариантах). Музыкального оформления практически не замечено, – как, между прочим, и рекламируемых обложкой оцифрованных фотоснимков; звуковые эффекты в исполнении Sound Blaster присутствуют на экране заставки и в качестве аккомпанемента во время сражений.

Зато уже при самом начале новой партии нас поджидают вещи несколько неожиданные. Если в «In the Days of Knights & Kings» мы однозначно играли за несчастного короля Гарольда, обороняющего свою страну от вторжения нормандцев Вильгельма (который вполне мог и не заслужить в итоге прозвища «Завоеватель»), то в «Knights & Kings» образца 1990-х нам предлагают самим выбрать сторону конфликта. Вот только именуются таковые несколько странно: Англию защищают «Варвары» («Barbarians»), а пытаются захватить – «Бродяги» или «Разбойники» («Rogues»); игрок, решившийся возглавить первых, может выбрать себе в качестве протагониста Генриха II (первого монарха из династии Плантагенетов) или Марию Стюарт (естественно, жившую спустя несколько веков после своего дальнего предка). Герои же «Разбойников» ещё более примечательны: это Анна Болейн (почему-то называемая «королевской дочерью», причём последней в своём роде) и юный Иван Грозный (да-да, царь всея Руси собственной персоной, покинувший Восточную Европу ради осуществления заветной мечты своего детства – стать владыкой Туманного Альбиона). Вероятно, подобный ассортимент персонажей заставит многих усомниться в образовательной ценности творения Entrex, предназначавшегося в первую очередь для распространения в детских образовательных учреждениях Канады и США. Впрочем, соответствующие исторические справки, приведённые в руководстве пользователя, вполне адекватны и познавательны, – а вот обещанной встроенной энциклопедии в доступной версии собственно игры почему-то не наблюдается (в отличие, кстати, от издания для Macintosh).

Первым делом стоит обратить внимание на уже упоминавшееся верхнее меню. Крайний левый значок с изображением компьютера выводит всего лишь справку с перечнем авторов игры; «File» позволяет начать новую партию, сохранить или загрузить свой прогресс, выйти в систему и зачем-то настроить принтер. Следующий по очереди пункт «Edit», ориентированный на работу с текстом, тоже вряд ли пригодится в деле захвата или обороны Англии. А вот «Info» содержит в себе уже определённо полезный ассортимент занятий – от знакомства с условными обозначениями и вывода советов по части стратегии до просмотра списка всех активных боевых единиц или текущего статуса соперников. Раздел «Turn» включает всего две команды: «Next Turn» для передачи хода оппоненту и «Surrender» для быстрого окончания всей партии (естественно – проигрышем).

Последняя достопримечательность меню – «Utilities»: здесь можно изменить масштаб отображения игрового поля (выбрав «Zoom» или нажав сочетание клавиш «Alt-1», – кстати сказать, подобные сокращения доступны и для многих других упомянутых выше команд), а также изменить настройки партии. На этом экране «Options» остановимся чуть более подробно. Изначально отключённый пункт «Secrecy» отвечает за так называемый «туман войны»: его активация несколько усложняет стоящую перед игроком задачу, ибо лишает возможности видеть действия и войска противника, пока последние не окажутся на одной клетке с нашими боевыми единицами. А вот «Undo» и «Retreat», по умолчанию включённые, символизируют значительные послабления: первая опция позволяет отменять неудачный ход, тогда как вторая – эвакуировать изрядно потрёпанные войска из боя в соседнее графство.

«Sound» ожидаемо выключает и включает звук, тогда как «One Player» отвечает за выбор режима: по умолчанию мы играем против ИИ, но если снять соответствующую галочку, то можно будет состязаться с товарищем за тем же ПК. При желании дозволяется ещё и ввести ограничение на время для раздумий, прописав желаемую продолжительность партии в минутах в пункте «Time Clock». Наконец, последний элемент меню настроек, «Role Playing», – наиболее примечательный: пожалуй, при отсутствии встроенной энциклопедии его только и можно отнести к «образовательной» составляющей «Knights & Kings». Изначально активированный, он отвечает за происходящие на каждом ходу события из жизни Средневековья, требующие от игрока принятия того или иного решения по какому-либо политическому вопросу. Скажем, королю Генриху II приходит мысль жениться – и нужно выбрать сначала статус невесты из предложенных игрой вариантов (например, дочь вельможи, дочь простолюдина или заморская принцесса), а затем и конкретную кандидатуру (например, из последней категории можно предпочесть красавицу-немку, умницу-норвежку, богачку-француженку – или вообще передумать и остаться холостяком). Ивану Грозному предстоит, кроме прочего, решить вопрос финансирования захвата Англии: обложить налогами баронов, заполучить поддержку городов или взять под контроль гильдии. Рано или поздно потребуется также разбираться с возросшим влиянием церкви, ликвидировать последствия неурожаев, иметь дело с эпидемией «чёрной смерти» и др. Каждый выбранный вариант проведения генеральной линии партии сразу же будет оценён, в том числе в плане последовавшей на него реакции со стороны общественности, – впрочем, на собственно битву за Англию эта сторона игры, похоже, особо значимого влияния не оказывает (и при желании может быть отключена).

Именно же стратегическая составляющая «Knights & Kings» на удивление скудна и наверняка расстроит всех любителей подобного вдумчивого жанра. Мы ничего не строим и не производим – просто передвигаем с клетки на клетку выданные нам войска. Основной экран игры представляет собой карты Англии, разделённой на 22 графства, и Ирландии (соответственно – на 11). «Варвары» находятся на первой из этих территорий, тогда как «Разбойники» нападают с юга второй; события начинают разворачиваться в апреле 1321 г. и с каждым ходом продвигаются на два месяца вперёд. Целью захватчиков является либо занять Лондон, либо уничтожить монарха коренных англичан; соответственно, защитники должны оборонять свои рубежи, а для победы – также лишить жизни неприятельского предводителя.

Боевые единицы «Варваров» отображаются жёлтым цветом, а «Разбойников» – красных. При этом родов войск насчитывается всего два (2, two): собственно монарх в единственном числе – и его рыцари. Для выбора кого-то из этих наших подопечных следует нажать на его миниатюрную фигурку (после чего она начинает мигать), а затем щёлкнуть всё той же левой кнопкой мыши по соседнему графству, куда мы желаем переместить данную единицу. Щелчок по тому же воину с зажатой клавишей «Alt» выводит кое-какую информацию о нём. Ролевых показателей у каждого бойца тоже два: это очки движения (тут всё просто, ибо таковые всегда равны единице) – и индикатор силы. С последним дело обстоит не так однозначно: на начало партии все «варварские рыцари» имеют по 70 таких баллов, а «разбойничьи» – по 85. Зато благодаря различной численности баланс соблюдён: первых воинов на карте насчитывается десять, а вторых – лишь восемь. Во время сражений эта характеристика закономерным образом убывает вплоть до гибели (или отступления) боевой единицы. Пополнять войска, усиливать их и т. д. никак нельзя.

Когда рыцари (или монархи) разной расцветки оказываются на одной и той же ячейке, по завершении хода происходит битва. Глобальная стратегическая карта сменяется локальной тактической, размером пять на три клеток: тут нам необходимо всякий раз вручную расставлять войска, учитывая как их видовые характеристики, так и особенности ландшафта. Подробности приведены в руководстве пользователя: так, океан или озёра непроходимы, леса или горы приносят бонус в два очка, замок – в три или четыре и т. д. Кстати говоря, монарх сильнее рыцаря и «бьёт» дальше него, – хотя, разумеется, гибель в бою предводителя означает немедленный проигрыш, в отличие от потери одного из простых воинов. Собственно сражение после определения нами диспозиции происходит автоматически – и завершается либо общим ослаблением сил, либо отступлением раненого бойца (или бойцов), либо победой какой-то из сторон с переходом под её контроль соответствующего графства.

Пожалуй, порекомендовать сегодня «Knights & Kings» не получится ни любителям истории, ни мастерам стратегического жанра. Разве что поклонникам различных диковинок: где ещё можно поиграть за Ивана Грозного, методично и по кусочкам захватывающего Англию? Ну и, конечно же, коллекционерам: вплоть до появления на нашем сайте в конце зимы 2023 г. полная PC-версия игры отсутствовала в свободном доступе.
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Я так и думал что гобелен из Байё врёт. Оказывается претендентов на трон короля Англии было куда больше и события развивались не так, как описано в учебнике истории.
P.S. Иоанн IV король Англии! И это образовательная игра. Чудеса да и только.