TrackMania

TrackMania
Жанр: Racing
Разработчик: Nadeo
Издатель: Enlight Software
Год выхода: 2003
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.67 из 10
  • 6
  • 0
  • 11
Дамы и господа! Добро пожаловать на наш аттракцион! Сегодня французская артель программистов Nadeo представляет вашему вниманию необычное развлечение под говорящим названием TrackMania. Нет, это не просто очередные аркадные гоночки. Перед вами духовный наследник незабвенной Stunts. Здесь вы не только носитесь по замысловатым трассам, порождённым безумным гением авторов, но и сами можете пробудить в себе строительно-конструкторские навыки.

Редактор уровней запрятан в режиме «создания испытаний» и предлагает обширные возможности для претворения в жизнь фантазий играющего: завить хитросплетения «тёщиных языков» или соорудить многоярусную этажерку, отстроить самые захватывающие «американские горки» или вытрясти душу в «трамплиновом» аду. Каждый найдёт здесь простор для своего воображения. Естественно, созданное великолепие можно сохранить и даже сделать доступным другим любителям TrackMania.

Впрочем, есть всё же некоторые ограничения, не в последнюю очередь связанные с разделением игровой площадки на тематические зоны. Предлагаются, по сути, три отдельных уровня: Alpine – заснеженный регион, где приходится гонять в том числе по лакированным деревянным трекам, смахивающим на покрытие спортзалов; Speed – подобие североамериканских прерий с проложенными по ним узкими интерстейтами; Rally – зелёные пасторальные лужайки, застроенные то деревянными фермами, то каменными замками с петляющими между ними асфальтовыми и грунтовыми дорожками. Каждой зоне соответствуют свои характерные условия (в «Альпах», например, предстоит барахтаться в снегу и неуправляемо скользить на льду) и свой, специфический набор конструктивных элементов, недоступный – увы – в других.

Сам процесс созидания тоже имеет тонкости. Не всякий элемент можно расположить где заблагорассудится, – приходится учитывать правильность их стыковки. Какие-то части конструкции не имеют смысла без присоединения к ним других. Хотя наибольшее разочарование вызывает интерфейс редактора. Всё потому, что он не поддерживает мышь. Ну, то есть данный элемент компьютерной периферии, конечно же, используется для управления курсором, но никак не для перетаскивания и вращения элементов или перемещения камеры. Для этого предназначены рисованные кнопки с соответствующим функционалом. Подобное решение отбирает уйму времени и, чего греха таить, удовольствия.

Хотя к этому можно привыкнуть, но тогда придётся столкнуться с одним балансирующим приёмом – ограниченностью количества элементов. На начальном этапе собрать большую трассу не выйдет, – для этого нужно расширять ассортимент доступных частей. Делается это в специальном «магазине» за определённую мзду – внутриигровую валюту (copper), получаемую за достижение результатов в «гоночных» режимах. Торговая точка имеет разделение на три секции – как нетрудно догадаться, по тем самым регионам; и финансы, заметьте, тоже считаются отдельно для каждой из климатических зон. Ещё один безрадостный момент – оплаты требует любой конкретный элемент: хотите одну дорожную секцию – положите в кассу 10 медяков, желаете пять – выкладывайте 50. К тому же магазинчик отрезан от самого редактора, что вынуждает совершать лишние телодвижения в случае возникшей необходимости.

«Гоночных» режимов предлагается всего два – Race и Puzzle. Название каждого из них более-менее соответствует тому, что можно от них ожидать, – но рассмотрим их подробнее.

Race – это гонка лишь со временем; единственным соперником здесь будет призрак вашей лучшей попытки установления рекорда. Хотя ориентироваться всё же следует на значение таймера, зафиксированное самими разработчиками. Существуют три планки: для бронзовой, серебряной и золотой медалей. И если бронзу получить чаще всего не составит труда, то ради серебра кое-где придётся постараться; золото же авторы игры, за редким исключением, не готовы отдать меньше чем за сверхусилие. Особенно ярко это проявляется под конец кампании, где встречаются трассы, на которых просто финишировать бывает весьма нелегко.

Дело в том, что TrackMania – дитя эпохи бурного развития физических движков. И, как и в любой игре того времени, законы природы здесь моделируются весьма приблизительно. Возьмём хотя бы транспортные средства. Вы правильно догадались – их здесь три: каждому региону соответствует свой автомобиль. Но физика процесса перемещения у них специфична и, кажется, перепутана. «Альпийский» джип, например, является чуть ли не идеальным ТС – он чётко пишет повороты, выдерживая дикие перегрузки и до последнего цепляясь за асфальт. В прериях же приходится ездить на подобии «маслкара», имеющего высокую скорость, но и чрезвычайную валкость. Последнее на узких асфальтобетонных полосах принуждает к филигранной точности управления, – ведь любая ошибка ведёт к значительной потере времени. Ралликар же из третьей зоны своей склонностью скользить к месту и не к месту просто раздражает.

Но на особенностях местных физических законов нередко базируется путь к успеху. Например, на одних спусках нужно специально давать возможность машине разгоняться, чтобы перемахнуть с помощью трамплина через пропасть; на других же следует сбавлять ход, чтобы не вылететь за пределы трассы. То есть результат строится на придании импульса и его гашении сообразно дорожной ситуации. Но есть одна проблема – приземление после прыжков. Увы, результат часто непредсказуемый и нередко приводящий даже к перевороту, а ведь кнопки возврата автомобиля в транспортабельное положение игра не предлагает – только рестарт заезда, что, возможно, не хуже, так как попытка всё равно уже может считаться проваленной, поскольку наверстать упущенное даже в случае лидирования со значительным отрывом не представляется возможным.

Второй режим, Puzzle, – это тоже гонки со временем, но есть, как говорится, нюанс. Даже два. Во-первых, маршруты в этом виде испытаний часто (но не всегда) недоукомплектованы. Предполагается, что игрок самостоятельно дополнит их нужными элементами из скудного запаса, догадавшись, где лучше всего их будет расположить. Во-вторых, в отличие от Race, жёстко связанного рамками конфигурации дорог, здесь заданы лишь старт, финиш и некоторое количество контрольных точек, пересекать которые можно в любой последовательности. И чем дальше в дебри кампании, тем чаще оба этих момента будут сочетаться. «Головоломный» режим в разы сложнее (и продолжительнее из-за необходимости возиться в редакторе) «гоночного».

Из прочих развлечений здесь многопользовательская игра разных типов, то есть как по сети, так и в небольшой компании за одним компьютером. А ещё можно записывать и воспроизводить повторы заездов и в специальном редакторе пытаться превратить их в произведение искусства.

Визуальная часть игры сделана красиво, но без серьёзных графических излишеств. Звук подобран превосходно, и в разные моменты времени играют всевозможные мелодии, высокое качество которых не вызывает сомнения.

TrackMania всё же первый блин, комковатый и слегка недопечённый. Здесь не такой большой набор возможностей, а игровой процесс больно колет острыми углами, но Nadeo не ленились её развивать, и в 2004 году выходит обширное дополнение Power Up.

Вас ждут обновлённая графика, улучшенный интерфейс (рано радуетесь, редактор всё так же управляется с помощью кнопок – реальных или виртуальных), подретушированная физика (трудно сказать, что изменилось, – но проблем стало меньше, а удовольствия больше, и это – факт!). Изменили алгоритм расходования местной валюты, тем самым упразднив нудный магазин: теперь доступны любые детали конструктора, но всё ограничено размером денежного максимума, который увеличивается посредством получения медалей в «игровых» режимах.

И да, среди этих самых режимов пополнение – Survival. Нет, это не бой на закрытой арене, как в каком-нибудь FlatOut’е, – всё гораздо хитрее. Есть общий набор из восемнадцати гонок, по шесть в каждом регионе. Участвуют четверо соискателей. Пришедший последним выбывает, остальные места дают возможность продолжения, но с некоторыми особенностями: за первое и второе разрешается пропускать заезд(ы), занося их себе в актив, то есть в качестве успешно завершённых. Каждая непроигранная гонка повышает уровень соревнований, из-за чего в последующих раундах мастерство соперников возрастает. После десятого машины конкурентов становятся почти реактивными, – без досконального знания трасс выигрывать уже не получится, а маршруты, кстати говоря, здесь уникальные, так что разведку придётся проводить боем.

Про новые кусочки конструктора, исправление программных ошибок и прочие мелкие улучшения можно и не говорить – дополнение Power Up прекрасно соответствует своему наименованию, разгоняя игру до нового уровня и с лёгкостью затмевая ранние её версии.
Автор обзора: A National Acrobat
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
В своё время была куплена лицензия от Буки (один из первых лиц. дисков) и очень много времени потрачено на прохождение и улучшение своих же собственных результатов. Чем-то она тогда напоминала мне Stunts.