Osmar

Osmar, a primeira fatia do pão de forma
Osmar
Жанр: Other
Разработчик: 44 Bico Largo
Издатель: 44 Bico Largo
Год выхода: 1997
Платформа: Windows/Windows 3.x
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 2
Самая первая работа знаменитого бразильского художника и мультипликатора Але Мак-Хаддо в жанре «живых книг», «Livros Vivos», хорошо знакомом любителям старых компьютерных развлечений не только по аналогичным европейским и североамериканским проектам, но и по «Os 7 Invasores» того же автора. В отличие от этой последней, доступной в том числе и на английском языке, «Osmar» поддерживает исключительно португальский, а потому примечательна скорее как раритет и один из легендарных образцов национального игростроения Бразилии, вплоть до конца зимы 2021 года числившийся безнадёжно утраченным.

Точнее сказать, найдена и в настоящий момент доступна лишь чуть более поздняя версия этого проекта, выходившая в 1998 году в качестве приложения к дебютному номеру журнала «BugiGangue». Судя по всему, это издание также оформлял Але Мак-Хаддо, а потому при желании можно обратить внимание на приложенные на диски забавные иллюстрации – и даже на несколько отдельных мини-игр, запускающихся из особого меню, вроде «мультяшного» тира. Впрочем, нас больше интересует собственно «Osmar, a primeira fatia do pão de forma» – приключения Осмара, несчастного «первого ломтика хлеба», которого никто не хочет есть и которым все постоянно пренебрегают. Эта занимательная история впервые появилась на свет ещё в 1993 году в виде «рассказа в картинках» в каком-то детском журнале, а уже в XXI веке удостоилась реинкарнации в качестве мультфильма и даже целого сериала в 52 выпуска. Данная же интерактивная «живая книга» на CD-ROM предназначена для пользователей от трёх лет и представляет собой всё тот же «комикс», только с немалым количеством интерактивных элементов и «активностей». Разумеется, можно не сомневаться, что здесь нас ждёт всё та же красочная и сочная рисованная «мультяшная» графика в неподражаемом юмористическом стиле, что и во всех прочих немногочисленных изданиях 44 Bico Largo.

Главное меню состоит из пяти пунктов; последний, «sair», означает выход в систему; самый же первый, «leia pra mim», предлагает познакомиться с этой иллюстрированной историей в режиме простого просмотра. События разворачиваются в частном доме, населённом как обычными людьми и их домашними животными, так и различными одушевлёнными и даже в меру антропоморфными существами – предметами мебели, посуды или пищевыми продуктами. К числу последних как раз и относятся наш герой Осмар, прямоугольный кусочек хлеба для тостера, и его друг Печенье (имени собственного у него нет – его просто так и зовут, «Cookie»); сюжетная задача, которая перед ними стоит, заключается в том, чтобы найти коробку конфет, – но путь к этой цели окажется ожидаемо непростым и полным всяческих опасностей. К сожалению, как уже замечалось, для полного проникновения в суть дела необходимо понимать португальский язык: как речь ведущего, так и реплики всех действующих лиц субтитрами не сопровождаются – за исключением одной только общей вступительной фразы, отображающейся на каждом из восемнадцати экранов в том числе и в виде текстовой надписи. Озвучка, впрочем, выполнена достаточно качественно, как и всё здешнее звуковое и музыкальное оформление (не говоря уже о визуальном).

Дожидаться завершения каждого эпизода не обязательно: стрелочки в правом или левом нижних углах моментально препроводят нас соответственно к следующей или к предыдущей сценке, а щелчок на порядковом номере таковой, приведённый на белой «кляксе» внизу по центру, вернёт в главное меню. Где можно воспользоваться и вторым по счёту пунктом: «deixa comigo» позволяет познакомиться со всё той же историей приключений Осмара, но уже с куда большей дозой интерактивности. Здесь после окончания «обязательной программы» в виде мультфильма (или после нажатия на стрелочку в углу) следует не переход к следующей страничке, а предоставление возможности вволю повзаимодействовать со многими элементами текущей: в манере, знакомой нам по различным детским «наборам активностей», нажатие на тот или иной объект запускает подходящую случаю и очень забавную мини-анимацию. Кроме того, данный режим насчитывает не восемнадцать, а целых двадцать три главы – благодаря пяти добавленным мини-играм. Кстати сказать, перейти к любой из них можно и прямо из главного меню, выбрав предпоследний пункт, «atividades»; предыдущий же, третий здешний раздел, озаглавленный «escolha a página», позволяет проделать то же самое с обычными, «сюжетными» страницами (в «интерактивном» их варианте).

Первое отдельное развлечение, «quebra cabeça», представляет собой головоломку на составление картинки из перемешанных кусочков, – фрагментов тут аж тридцать шесть, так что слишком уж простой (и подходящей для трёхлетнего возраста) такую задачку назвать не получится. Вторая игра, «jogo da velha», – не что иное, как привычные крестики-нолики, а точнее – «хлеба-печенья», ибо, состязаясь со своим другом Cookie, мы в роли Осмара будем выкладывать на поле свои собственные кусочки-аналоги, стараясь выстроить из них ряд в три элемента – и не допустить подобного со стороны кондитерских изделий в форме соперника. Опять-таки: противник играет мастерски, одержать верх будет не так-то легко! Впрочем, как и во всех подобных случаях, здесь это всего лишь интермедия посреди интерактивной истории: никакой глобальной цели перед нами не стоит, и хотя счёт для каждого из участников партии ведётся пометками справа, после достижения кем-то из них пяти побед он просто обнуляется, да и в любой момент можно прекратить игру, перейдя нажатием на нижней стрелочке к следующей или предыдущей сценке.

Третья здешняя забава – «quadradinhos», пятнашки с выстраиванием похожей на первую картинки из перемешанных фрагментов на поле в 4х4 клеточки, из которых одна пустая. Четвёртая игра – «jogo da memoria», или непременные «парные карты», роль которых исполняют, разумеется, прямоугольные печенья – в количестве шестнадцати штук; фокус заключается в том, что перед началом партии нам на несколько секунд демонстрируют подлежащие подбору картинки – и активировать их сочетания требуется именно по зрительной памяти, так как ошибок дозволяется допускать не более четырёх! Отсчёт последних ведётся посредством чайных ложечек, поочерёдно появляющихся после любого провала у чашки по центру, – к счастью, каждый последующий верный выбор в свою очередь уменьшает количество «штрафных очков» на одно. В случае как выигрыша, так проигрыша всё повторяется сначала и до бесконечности – с другой случайной комбинацией изображений.

Наконец, пятое и последнее развлечение – также традиционная для такого рода детских игр вольная раскраска, «pintura». На выбор имеется несколько чёрно-белых рисунков из жизни Осмара: пролистывать доступные варианты можно кнопочкой в правом верхнем углу. Слева расположены наши рабочие инструменты: шесть разноцветных тюбиков с красками, четыре кисточки различного диаметра, ластик для произвольного стирания уже нарисованного и жирная клякса для моментального удаления с текущей странички всех плодов своего творчества.

Возможно, на современного игрока, не владеющего португальским языком, «Osmar, a primeira fatia do pão de forma» произведёт чуть меньшее впечатление, нежели переведённая на английский «Os 7 Invasores» или совсем не переведённая, но полноценная адвенчура «Monstruário». Тем не менее порекомендовать это раннее творение Але Мак-Хаддо вполне стоит – как детям, особенно если они вдруг знакомы с одноимёнными мультфильмом или комиксом, так и коллекционерам всяческих экзотических редкостей.
Автор обзора: Uka
Os 7 Invasores
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.