Мы продолжаем следить за результатами творчества вьетнамского любителя китайских шахмат – «сянци» – товарища Pham Hồng Nguyên из Национального Университета Вьетнама, г. Ханой. Нам уже попадалась в поле зрения его удобная программа Chinese Chess World, разработанная в 1999 году для платформы Windows. Она также представлена на сайте Old-Games.Ru. Но, оказывается, у этого автора есть целый пласт DOS-приложений для игры в сянцы. Это ещё более удобная (!) программа VSCCP (Very Simple Chinese Chess Program), развившаяся аж до версии 1.5.
Правила в китайские шахматы «сянци» были не раз описаны на страничках нашего сайта. Можно ещё раз перечислить фигуры и их «европейские» эквиваленты (приведены в скобках): солдаты (пешки), слоны (также – слоны), кони (аналогично…), пушки (нет аналога), повозки (ладьи), охранники/министры (нет аналога), генерал (король). Воюют между собой «красные» и «синие». Доска разделена «рекой», через которую некоторые фигуры (слоны) не могут ходить, а солдаты приобретают дополнительную способность выполнять один ход вбок. Слон ходит ограниченно по диагонали и только на две клетки сразу. Конь ходит так же, как наш, – буквой «Г», но не может перепрыгивать фигуры и ходить в ситуации, если фигура любой из сторон стоит рядом с ним на соседней клетке по горизонтали или вертикали. Самая коварная фигура – пушка. У нашей «классики» для неё нет аналогов. Она может рубить почти как ладья, но только обязательно перепрыгивая через любую другую фигуру. Цель игры – поставить мат генералу противника. Да, он (генерал) не может выходить за пределы дворца – квадрата 3х3, расположенного по центру у нижнего края доски для каждой из сторон. Ещё одно экзотическое ограничение в правилах: генералы никогда не должны стоять на одной вертикали – так, чтобы между ними не было ни одной фигуры.
Последние в сянци представляют собой круглые фишки, подписанные одним иероглифом. Причём у «красных» и «синих» подписи немного различаются, в основном своим ключом-классификатором в левой части иероглифа. Экран имеет разрешение 640х480, чего вполне достаточно для отображения доски, фигур и дополнительной информации о ходе всей партии.
Конкретно в рассматриваемой программе всё действительно реализовано предельно просто. Для настроек алгоритмов партии регулируются только глубина ходов (по умолчанию – 5) и таймаут (по умолчанию – 3 секунды). Ну а для грубого придания большего «ускорения» мысли у вашего компьютерного оппонента для вас всегда активна кнопка Force Move. Можно поменять вид фигур с иероглифического на пиктограммы – Piece Shape (поверьте, иероглифы всё равно лучше воспринимаются!). Любую игру вы можете сохранить (Save Game) и загрузить (Load Game). Также есть опция редактирования доски (Modify) – видимо, для решения дебютных или эндшпильных задачек. Вместо компьютера можно сразиться на одном экране со своим другом – «биологическим» оппонентом или же с самим собой (Blue: Human, Red: Human). Имеется детальный «хэлп» на английском языке, где подробно описаны правила игры в сянци и краткая история разработки версий сего замечательного программного продукта.
В общем, тут уверенно можно ставить высший балл: простота, удобство интерфейса и надёжность, которую дарит нам операционная система MS-DOS. Алгоритмы действительно несколько наивные даже при глубине анализа в 5 ходов, поэтому эта программа как раз подходит тем, кто делает свои первые неуверенные шаги на пути к гроссмейстерским высотам постижения мастерства игры в китайские шахматы сянци…
Правила в китайские шахматы «сянци» были не раз описаны на страничках нашего сайта. Можно ещё раз перечислить фигуры и их «европейские» эквиваленты (приведены в скобках): солдаты (пешки), слоны (также – слоны), кони (аналогично…), пушки (нет аналога), повозки (ладьи), охранники/министры (нет аналога), генерал (король). Воюют между собой «красные» и «синие». Доска разделена «рекой», через которую некоторые фигуры (слоны) не могут ходить, а солдаты приобретают дополнительную способность выполнять один ход вбок. Слон ходит ограниченно по диагонали и только на две клетки сразу. Конь ходит так же, как наш, – буквой «Г», но не может перепрыгивать фигуры и ходить в ситуации, если фигура любой из сторон стоит рядом с ним на соседней клетке по горизонтали или вертикали. Самая коварная фигура – пушка. У нашей «классики» для неё нет аналогов. Она может рубить почти как ладья, но только обязательно перепрыгивая через любую другую фигуру. Цель игры – поставить мат генералу противника. Да, он (генерал) не может выходить за пределы дворца – квадрата 3х3, расположенного по центру у нижнего края доски для каждой из сторон. Ещё одно экзотическое ограничение в правилах: генералы никогда не должны стоять на одной вертикали – так, чтобы между ними не было ни одной фигуры.
Последние в сянци представляют собой круглые фишки, подписанные одним иероглифом. Причём у «красных» и «синих» подписи немного различаются, в основном своим ключом-классификатором в левой части иероглифа. Экран имеет разрешение 640х480, чего вполне достаточно для отображения доски, фигур и дополнительной информации о ходе всей партии.
Конкретно в рассматриваемой программе всё действительно реализовано предельно просто. Для настроек алгоритмов партии регулируются только глубина ходов (по умолчанию – 5) и таймаут (по умолчанию – 3 секунды). Ну а для грубого придания большего «ускорения» мысли у вашего компьютерного оппонента для вас всегда активна кнопка Force Move. Можно поменять вид фигур с иероглифического на пиктограммы – Piece Shape (поверьте, иероглифы всё равно лучше воспринимаются!). Любую игру вы можете сохранить (Save Game) и загрузить (Load Game). Также есть опция редактирования доски (Modify) – видимо, для решения дебютных или эндшпильных задачек. Вместо компьютера можно сразиться на одном экране со своим другом – «биологическим» оппонентом или же с самим собой (Blue: Human, Red: Human). Имеется детальный «хэлп» на английском языке, где подробно описаны правила игры в сянци и краткая история разработки версий сего замечательного программного продукта.
В общем, тут уверенно можно ставить высший балл: простота, удобство интерфейса и надёжность, которую дарит нам операционная система MS-DOS. Алгоритмы действительно несколько наивные даже при глубине анализа в 5 ходов, поэтому эта программа как раз подходит тем, кто делает свои первые неуверенные шаги на пути к гроссмейстерским высотам постижения мастерства игры в китайские шахматы сянци…
- Происхождение:
Настольные игры - Способ распространения:
Freeware - Страна или регион происхождения:
Вьетнам - Элемент жанра:
Китайские шахматы - Язык:
English