Разработчик: Piranha Bytes
Жанр: RPG
Год выхода: октябрь 2009 года

После выхода в 2006 году третьей части Gothic, фактически похоронившей некогда великую серию, её отцы-основатели из Piranha Bytes, возложив всю вину за неказистую Gothic 3 на жадного издателя в лице JoWooD, выпустили несколько патчей к своему детищу, а в 2007 году объявили о прекращении сотрудничества с JoWooD, упорхнув под издательское крылышко Deep Silver. Права на серию Gothic тем временем остались у JoWooD, которые анонсировали целых два проекта в серии - дополнение к Gothic 3 с подзаголовком Forsaken Gods и полноценную четвёртую часть. Тем временем Piranha Bytes анонсировали свой новый проект - духовного наследника серии Gothic под названием Risen. В конце 2008 года Forsaken Gods, разработанная малоизвестной индийской компанией Trine Games, увидела свет. Всенародной любви и признания игра не получила, а совсем даже напротив - была обругана практически всеми. Пока Spellbound Entertainment под патронажем JoWooD вовсю корпела над четвёртой Gothic, в конце 2009 года "Пираньи" разразились своим Risen, немного заглушив тоску фанатов по Gothic 1-2.


Новый безымянный главный герой - суров, брутален, принимает ванну с мечом...

Вступительный ролик Risen вещает, что боги покинули этот мир и люди стали свободными. Но не всё у последних было хорошо, ибо из-под земли как грибы после дождя возникли какие-то загадочные храмы, в которых водятся странные существа. По старой доброй традиции Gothic наш главный герой не обременён ни именем, ни биографией, ни имуществом. При этом мы становимся жертвой кораблекрушения и одним из немногих выживших после него, очнувшись на острове Фаранга. Остров сей густо населён различной живностью и утыкан загадочными храмами, каким-то образом связанными с разбушевавшимися вокруг бурями. Немного изучив местную флору и фауну и войдя в контакт с местными жителями, становится понятно, что здесь фактически два крупных лагеря. Один из них находится на болотах, где командует Дон Эстебан - бывший губернатор Харбор-Тауна. После того как на остров прибыла инквизиция, захватившая этот городок и установившая запрет на выход и вход в него, многие оказались не согласны с таким ходом вещей, и возглавил протестующих Дон Эстебан, который вместе с единомышленниками осел на болоте. В Харбор-Тауне командует комендант Карлос - верный вассал инквизитора Мендозы, осевшего в монастыре, где тот изучает древние храмы, возникшие по всему острову. Маги из монастыря, хотя и подчиняются инквизиции, фактически являются третьей игровой стороной. При этом игрок волен сам выбирать, к какой из фракций присоединиться, ибо однозначно хороших или однозначно плохих персонажей нет и каждый лагерь преследует свои вполне понятные цели. К кому бы в итоге игрок ни присоединился, основной его задачей всё равно станет старое доброе спасение мира, хотя стиль прохождения будет несколько отличаться - и способствует этому ряд уникальных для каждой стороны квестов и способностей героя.


Сей жуткий червь не убьёт нашего героя, а просто вернёт его на берег, ибо нефиг заплывать далеко в море...

Игровой мир, персонажи, противники, механика и многое другое, хотя и являются "новыми", оказываются фактически всё той же Gothic с её достоинствами и недостатками. Судите сами: остров Фаранга, где проходит вся игра, оказался отрезан от внешнего мира, и жители не могут его покинуть в связи с непрекращающимися бурями. Не напоминает купол из первой Gothic? А три фракции, одна из которых выбрала своим пристанищем болото, тоже ничего не напоминают? А знаете, какие в Risen противники? Среди прочих имеются волки, летающие кровожадные бабочки, крысы, люди-ящеры, карлы (аналоги гоблинов) и прочий знакомый бестиарий. И так можно сказать про практически любой элемент Risen - наследие Gothic в ней повсюду. С одной стороны, самокопирование - зло, но с другой - права на серию "Пираньями" были утеряны, а то, чем стала заниматься JoWood, слабо утешило фанатов ранних частей Gothic, как, собственно, и меня. В связи с этим желание "Пираний" сделать игру в стиле первых двух Gothic меня крайне порадовало, да и Risen, чего греха таить, совсем не разочаровал.


Самый что ни есть обыкновенный скелет. Желает упокоиться. В этот раз - навеки.

Геймплей в Risen сродни первым двум Gothic, но для не знакомых с серией поясню, что в основном мы носимся как угорелые по острову, выполняя тонны различных квестов, растём в уровнях и понемногу продвигаемся по основному сюжету. Он, кстати говоря, звёзд с неба хотя и не хватает, но вполне интересен, и продвигаться по нему доставляет уйму удовольствия. Чем ещё может порадовать Risen, так это отличной проработкой персонажей. Каждый мало-мальски значимый NPC обладает характером и ярко выраженными личностными качествами, а также своим отношением к какому-либо лагерю. Ну а характер и род деятельности ключевых фигур сюжета и вовсе замечательно прописаны, а их цели и мотивы абсолютно понятны и не вызывают никаких вопросов. Нельзя не отметить игровую атмосферу, столь близкую Gothic. Фаранга встречает игрока недружелюбным, мрачным миром, где всем наплевать на главного героя, и, чтобы достичь каких-нибудь целей, ему придётся постараться, ибо сразу здесь даже не пустят на приём к главарям лагерей. Стоит ли говорить, что по традициям серии NPC имеют собственный распорядок дня, ходят спать, готовят обеды, убирают территорию и делают многие другие вещи, создавая тем самым живой мир, неплохо имитирующий жизнь.


Нет, ГГ не является последователем Будды. Это заклинание левитации в действии.

Что касается ролевой системы, то она практически полностью идентична первым двум Gothic. За убийство противников и выполнение заданий мы получаем опыт, по достижении определённого количества которого переходим на новый уровень. При его получении у ГГ автоматически возрастает количество здоровья, плюс к этому даётся десять очков опыта, которые можно потратить на развитие характеристик ГГ. Чтобы их развить, нужно, конечно же, найти соответствующего учителя, ибо далеко не каждый встречный NPC способен обучить ГГ хоть чему-нибудь. Все умения также напрямую перекочевали из Gothic 1-2, за исключением разве что создания свитков. Всё остальное, а именно - кражи, взлом замков, ковка, снятие трофеев с животных и горное дело, давно знакомы игрокам. Умения и навыки из Gothic 3 приказали долго жить - и туда им, собственно, дорога. Немного видоизменились по сравнению с Gothic 1-2 навыки владения оружием: в частности, оружие ближнего боя было разграничено на топоры, мечи и посохи. С последними в руках будут сражаться последователи Ордена инквизиции, а настоящие воины остановят свой выбор на мечах или секирах. При этом уровней владения оружием ближнего боя, так же как арбалетами и луками, наклепали целых десять (!), в связи с чем стать универсальным солдатом за одно прохождение не получится, поскольку банально не хватит очков опыта. Магия также претерпела некоторые изменения по сравнению с Gothic 2, и помимо рун... простите, печатей, позволяющих неоднократно применять одни и те же заклинания, появилась магия кристаллов, уровней владения которой также десять.


Зверь-нежить является одним из самых сильных противников в игре, но для прокачанного героя опасности практически не представляет.

Под стать новым навыкам совершенно новая боевая система. Ещё в пресс-релизах "Пираньи" твердили, что в Risen она придётся по душе как фанатам первых двух Gothic, так и новым игрокам. И разработчики нас не обманули! Реализована она очень интересно: различные удары в зависимости от уровня владения оружием, отскоки, блоки щитом, контратаки, - всё выполнено просто прекрасно, и жуткая "закликивалка" Gothic 3 вспоминается с содроганием. Добавьте к этому неплохой искусственный интеллект компьютерных оппонентов и достаточно высокую сложность поединков - и станет понятно, что боевая система Risen практически идеальна.


Ещё мгновение, и тот нерасторопный рекрут почувствует покалывание в боку от арбалета.

В графическом плане Risen вполне можно перепутать с Gothic 3, ибо цветовая палитра и общая игровая картинка весьма схожи. Однако если присмотреться, то мы заметим, что в Risen чуть более детализированные модели, более плавное сглаживание, игра лучше работает с тенями и светом, а также многие другие незаметные на первый взгляд мелочи. Общая картинка выглядит неплохо, но есть и раздражающие моменты, к которым относятся малое количество моделей NPC. Это действительно раздражает, ибо у многих достаточно важных в сюжете персонажей имеются их братья-близнецы. Не совсем понятно, что помешало "Пираньям" нарисовать достаточное количество моделей, поскольку таких проблем в Gothic не было. А вот к музыке от бессменного Кая Розенкранца претензий нет никаких. Отказавшись от оркестровых мелодий, г-н Розенкранц представил гитарные переборы, столь ласкающие ухо в лагере на болотах, а также другие прекрасные музыкальные мотивы.


Прямо романтический пейзаж, если бы помещение напротив героя не было тюремной камерой.

Хочется отметить квесты в Risen. Вдоволь поиздевавшись над игроками в унылых поручениях Gothic 3, "Пираньи" вернулись к длительным многоступенчатым квестам, имевшим место в ранних частях Gothic. Даже совершенно простецкие задания действительно интересно выполнять, будь то сбор урожая, розыск вора или поиск сокровищ (!). Да-да, есть в Risen и такое занятие, для которого ГГ понадобится лопата. Если на какой-нибудь поляне встречается насыпь со свежей землёй, её однозначно нужно потеребить упомянутым инструментом. Несколько ловких движений - и ГГ не без труда достанет на свет божий вожделенный сундучок, таящий в себе что-нибудь ценное. Вообще, исследователей Risen всячески поощряет: то тут, то там можно разжиться ценным эликсиром, или артефактом, или мечом, а может быть - даже какой-нибудь сильной магической штуковиной. Благо исследовать есть что, хотя сам мир и небольшой. Поднявшиеся из земли храмы, уйма подземелий и три лагеря, - было бы желание, а где покопаться - найдётся. Что касается подземелий, коих в игре весьма немало, то проработаны они весьма неплохо, исследовать их интересно и для прохождения многих подземелий нужно будет разрешать кое-какие задачки. К подобным задачкам относится вовремя использованное заклинание телекинеза, левитации или заклинание превращения в наутилуса, позволяющее проползать в маленькие щели. При этом абсолютное большинство подземелий весьма темны - и без пары факелов или заклинания света посещать их я не рекомендую, поскольку в темноте действительно практически ничего не видно.


Если вы вдруг заскучали - обратитесь в бордель. Девочки мадам Сони быстро сгонят тоску со страждущего.

Что касается перевода на "великий и могучий", то локализация от "Нового Диска" вышла за день до мирового релиза игры, поэтому с учётом оперативности и неплохого качества её хочется только похвалить. Все диалоги озвучены актёрами, чьи голоса весьма неплохо подобраны, интонации соответствуют обстановке, а сами актёры не переигрывают. Ляпов в текстах также замечено не было.

Таким образом, Risen - прекрасная игра, способная заманить игроков и удерживать в своих объятиях до самых финальных титров. Конечно же, сравнений Risen с Gothic не избежать. Всё, начиная от самой захудалой текстурки до противников, прямо-таки пронизано духом предшественницы. Но главное у "Пираний" всё же получилось - они сделали ту Gothic, которую так давно ждали фанаты, вдобавок ко всему отлично оптимизированную и с замечательной графикой.

Оценка игры: 9.0 из 10


Автор: LEKA
Дата: 21.04.2017

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей