Когда знакомишься с новой игровой платформой, которая уже какое-то время существует на рынке видеоигр, то в первую очередь внимание обращаешь на, так сказать, самые заметные эксклюзивные проекты для нее. Копнешь чуть-чуть поглубже - и выяснится, что это не просто очередная тактическая стратегия, а чуть ли не девятая часть знаменитого сериала на платформах от Nintendo, которому уже более двадцати лет.

Advance Wars: Dual Strike

Я ты не понимать

[​IMG] [​IMG] [​IMG]
Если нашему спокойствию что-то угрожает, то соответствующая картинка с таймером появится на верхнем экране.

Впрочем, долгое время сериал оставался вне пределов досягаемости европейских и американских игроков: языковой барьер, вероятно, является самой страшной причиной, по которой ознакомиться с той или иной игрой оказывается практически невозможно. Первые игры серии носили говорящие названия: Famicom Wars; Super Famicom Wars; Game Boy Wars. И только лишь с переходом на Game Boy Advance серия в лице Advance Wars обзавелась полноценным западным релизом. Advance Wars: Dual Strike избежала наименования «DS Wars», но сама ее концепция в полной мере оправдывается и подзаголовком, и самим фактом выхода на DS. Подобные тактические стратегии – большая редкость на «традиционных» платформах.

Узнав, что событиям Dual Strike предшествуют истории как минимум двух, в общем-то, абсолютно неизвестных мне Advance Wars, я стал опасаться того, что в сюжете, игровом мире, взаимоотношениях между персонажами многое покажется неясным. К счастью или, скорее, к сожалению, всё оказалось совсем не так. Союз четырех государств дает отпор агрессорам из Black Hole. На этом сюжет начинается; в чем заключается его развязка, пояснять, думаю, не надо. Так как ключевую роль в тактике и стратегии Dual Strike играют командующие армиями, то именно на них тяжелым бременем свалилась ответственность за продвижение сюжета вперед. Примитивные, во многом – типичные для японских игр образы, возможно, не казались бы такими унылыми, если бы общее впечатление балагана не дополнялось еще более скучными и предсказуемыми «злодеями». По славной традиции, очередной вражий командир, наголову разбитый буквально секунду назад, сообщает нашим офицерам, что они трусы, слабаки и вообще еще пожалеют о том, что в этот раз победили. Затем смывается в неизвестном направлении.

Сюжетная дыра не была бы столь бездонна, если бы сценаристы не прикладывали дополнительных усилий к ее углублению: то подкинут очередной диалог посередине боя, то будущий союзник объявит, что до того, как он объединит с нами силы против общего врага, нам имеет смысл от души покидаться друг в дружку ракетами. В общем, Advance Wars: Dual Strike – одна из немногих *хороших* игр, в которых мне очень хотелось промотать диалоги. Сравнивать сюжет AW: DS с потрясающими историями Valkyria Chronicles или Final Fantasy Tactics лучше не стоит: грусть да печаль... Правда, и жанры несколько разные: Dual Strike - всё-таки некое подобие классического варгейма вроде, например, The Perfect General. К счастью, сюжетные завихрения – далеко не самое важное для игры подобного жанра, поэтому с легкостью можно закрыть глаза на этот один большой… недостаток. Оправдаться есть чем.

Обилие возможностей и игровых ситуаций действительно впечатляет. Dual Strike предлагает широчайший набор сухопутных, воздушных и морских сил, обилие командиров с различными навыками и характеристиками, скрупулезный учет факторов местности и прочие весьма интересные вещи. Хотя выглядит игра, скажем так, не очень серьезно, над иной миссией можно просидеть долго: о какой портативности может идти речь, о каких играх в транспорте, когда надо внимательно следить за происходящим на экранах и прикидывать оптимальные варианты дальнейших действий? Тактическая составляющая избавлена от примитивных «треугольников», поэтому орудия успеха каждый раз выглядят по-разному, ограничения накладываются исключительно вашей фантазией, объектами, расположенными на карте, а также временным ограничением (если таковое предусмотрено).

Типичная миссия в Dual Strike на вид мало чем отличается от задания из какой-нибудь другой тактики: двигаем себе юниты по клеткам, следим, чтобы истребители не пролетали мимо зениток, пехота пряталась в лесах, а у бомбардировщика-невидимки не закончилось горючее. Совсем другое дело, когда карта предполагает захват городов, фабрик, портов и аэродромов. Заниматься благородным делом изымания чужой собственности может исключительно пехота, поэтому она в ходе таких этапов играет ключевую роль. Города нужны для получения прибыли, которую необходимо с умом распределить между ремонтом техники (вариант: пополнение пехотных подразделений новобранцами) и приобретением новых боевых единиц. Честно говоря, такой подход чреват тем, что очередная партия затянется на десятки ходов по той простой причине, что обе стороны будут клепать разнообразную технику и спустя два-три хода хоронить ее аккурат посередине между своими штаб-квартирами. Другое дело – «обычные» карты…

Искусство войны

[​IMG] [​IMG] [​IMG]
Исход боя несложно просчитать заранее.
Тем не менее, предполагаемый урон исчисляется в процентах, а количество *жизней*
юнита не превышает десяти. Округляют, похоже, каждый раз по-разному...
Famicom Wars DS - название игры в Японии.

Вся ответственность за ведение боевых действий возлагается исключительно на офицеров: чем дальше игрок продвинется по сюжету, тем большее число командиров будет ему доступно. Различия между ними весьма существенны: одних лучше использовать в сухопутных операциях, другие имеют неплохие оборонительные бонусы, и т.п. Со временем элита вашей армии прокачивается и получает новые способности. Кроме того, каждый командир изначально имеет два «лимита»: по ходу боя заполняется соответствующая шкала, и в определенный момент накопленные «силы» можно потратить на специальный прием: временный бонус к передвижению, обзору, бомбардировка трех точек на карте и т.п. Вся соль тактических схем AW:DS заключается в том, что зачастую в бою принимает участие более одного командира: на каждую армию может приходиться по два таких бойца, и если оба накопили максимальную линейку приемов, то за один ход по команде «tag» удастся не только применить все их способности, но и получить внеочередной ход для этой армии – воистину царский подарок.

Совсем другое дело, что зачастую под нашим командованием оказывается более одной армии, и тогда приходится соображать сразу на несколько фронтов. Хорошо, если битва происходит на одном экране, но случается и так, что силы оказываются разделены. В таком случае нижний экран считается основным полем боя, победа или поражение на котором решает судьбу миссии, а верхний – второстепенным. С боями наверху приставка справится и без нашего участия: нам остается только отправить на второй фронт несколько юнитов и надеяться, что ИИ быстро решит второстепенную задачу. К сожалению, после ее выполнения все отряды с верхнего экрана почему-то пропадают, зато на основном направлении удара дело быстро идет на поправку. Второй экран пригодится и в «обычных» миссиях: на него выводится большое количество тактически полезной информации, а в некоторых заданиях на нем отображается какой-нибудь спутник, который необходимо сбить, уложившись в указанные сроки. Что любопытно, учитывается время реальное, а не количество ходов, которые в Advance Wars именуются днями.

Когда под вашим командованием оказывается более одной армии на одном экране, то приходится разумно распределять силы: если каждую предполагается использовать в бою, то необходимо по-братски делить доступные объекты. Почему-то никаких денежных переводов между командующими не предусмотрено – а зря, честно говоря: такая функция облегчила бы выполнение многих игровых заданий. Снабжение топливом очередного царь-танка или побитого в боях авианосца может влететь в копеечку, а если на подходах к базе толпятся отряды противников, то надо выбирать одно из двух: пытаться спасти доступные отряды или же потратиться на приобретение новых. К счастью, зачастую выбор оказывается не слишком сложным, ибо юниты в Advance Wars опыта не набирают.

Вертолетом, крейсером, ракетой

[​IMG] [​IMG] [​IMG]
На верхнем экране - второй фронт. Пока не победим там,
информация о местности или юнитах на нем выводиться не будет.

Наибольшее разнообразие предполагают сухопутные силы: помимо двух типов пехоты тут имеется большое количество танков разной степени бесполезности и стоимости. Самый дешевый вариант мало в чем превосходит обычную разведывательную машину (хотя последняя крайне важна в миссиях с «туманом войны», но обычно карта всё-таки свободна от этого безобразия…), а какой-нибудь монстр размером с многоэтажку стоит почти как авианосец. Разработчики вынуждают учитывать большое количество деталей: постоянно надо следить за топливом и доступными боеприпасами. Первое критично по той простой причине, что вертолет с пустым баком обязательно разобьется, а корабль – пойдет ко дну. Второе еще страшнее: противник может попытаться измотать какой-нибудь ваш мощный юнит «ближним» боем, и супер-танк будет отвечать на укусы каких-нибудь броневиков полноценными залпами из главного орудия. Боезапас же не позволяет особенно разгуляться по тылам противника: машину придется или отогнать в ближайший город, или же снабдить ракетами и топливом посредством специального транспортника, но к тому времени, как он доедет, вероятно, будет уже поздно…

Так как противостоят нам натуральные маньяки и психопаты, то и методы ведения войны у них соответствующие. Хотя все войска у противника соответствуют нашим (и выглядят точно так же), у них нашлось место для натурального вундерваффе: странного то ли слизня, то ли… не знаю чего, что двигается всего на одну клетку за ход, зато моментально уничтожает любой юнит. Также помимо «сюжетного» «тумана войны» в некоторых миссиях нас порадуют такими милыми спецспособностями, как практически полное осушение топливных баков всех наших машин, бурями, снижающими видимость, и т.п. В общем случае для решения подобных проблем необходимо захватить какую-нибудь точку на карте. Кстати, если внимательно изучать каждый доступный объект, то можно наткнуться на несколько дополнительных миссий: с их учетом продолжительность кампании Dual Strike составляет почти три десятка миссий, – есть где разгуляться. Когда надоест, можно будет заняться и другими игровыми режимами, среди которых есть даже hot-seat (!), именуемый тут versus’ом.

Как ни странно, управление стилусом мне показалось не самым удачным: играть в Dual Strike можно исключительно средствами крестовины да кнопок, что оказалось намного удобнее, учитывая размеры юнитов, клеток и прочие немаловажные вещи. Судя по скриншотам, Dual Strike недалеко ушел от своих предшественников с GBA: картинка стала чуть опрятнее, появилось некое подобие перспективы, но в целом игра смотрится, скажем так, весьма консервативно. Звучит соответствующе: некоторые мелодии неплохи (например, во время активации «tag»-режима), но в основном они довольно быстро приедаются и возникает крамольная мысль о том, что после прокручивания диалогов отключение звука – вовсе и не криминал.

***​


В Dual Strike увлекательная тактическая составляющая и классическое графическое исполнение соседствуют с посредственным сюжетом и, на мой взгляд, сомнительной экономикой. Многие вещи, вероятно, встречались в предыдущих играх серии, но не отметить их всё равно нельзя. Смена командиров «на лету», битвы на два фронта и взаимодействие между различными родами войск надолго удержат игрока у экранов Nintendo DS. Или же у экрана монитора: как я уже сказал, «классическое» управление, вероятно, даже лучше, а значит, играть в Advance Wars: Dual Strike можно и на PC, притом в плане восприятия игрового процесса вы абсолютно ничего не потеряете.


Автор: katarn
Дата: 21.12.2010

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей