Да это же не Fallout...

У The Fall: Last Days of Gaia не было ни единого шанса избежать незавидной участи сравнения с культовым и всеми почитаемым столпом компьютерных ролевых игр - Fallout. По крайней мере, этому активно способствовала информация, которая была известна об игре до ее выхода. Мир после всемирной катастрофы, всеобъемлющие пустоши и даже название, созвучное с именем именитого предка. Подобная претенциозность имела противоречивые последствия. С одной стороны, на игру обратили пристальное внимание пресса и большое количество игроков. С другой же стороны, как впоследствии оказалось, игра не способна была выдержать сравнение с Fallout хотя бы уже потому, что не имела практически ничего общего с ним, кроме вышеназванных черт. Это - совершенно другая игра, и оценивать ее надо абсолютно независимо. И только в этом случае можно заметить, что за макетом неумелого клона скрывается талантливый и продуманный мир, в котором интересно жить и путешествовать.

[​IMG]
Величественное кладбище кораблей на месте бывшей пристани.

Нельзя забывать, что Fallout стал фактически идейным подражателем и последователем Wasteland, переняв из нее ядерную войну с коммунистами, общую атмосферу мира, населения и множество других факторов. В Fallout, правда, СССР заменили на Китай, вследствие того, что первый успешно испустил дух спустя три года после выхода Wasteland. В The Fall общая канва повествования отходит от классической междоусобицы враждующих держав и скатывается к невыразительной террористической атаке. Отличия на этом не заканчиваются. Фактически немецкое творение с детищами Interplay объединяют лишь пустынные пейзажи и четыре буквы в названии. Во всём остальном явственно видна попытка найти собственный путь, не шагая по проторенной тропинке всеобщих любимцев. Что получилось из подобной амбициозной затеи – об этом ниже.

Один-одинешенек…

Человечество находится на пороге великих перемен и свершений. Полностью наевшись благами, которые была способна предоставить им матушка Земля, люди всерьез заглядываются на соседние планеты. В 2062 году НАСА объявляет о своих намерениях по заселению Марса благодаря созданию на Красной планете устойчивой экосистемы. Для этого учеными были разработаны специальные машины – Терраформеры (в названии ясно угадывается латинское выражение «Создание земли»). Эти новейшие конструкции способны ввести в атмосферу планеты огромное количество углекислого газа, что, по расчетам ученых, сможет создать там пригодные для человеческого существования условия. Но случилось непредвиденное – Терраформеры захватила экстремистская организация и пригрозила запустить их на нашей родной планете, если правительство США не выполнит их условия. Неизвестно - что в итоге произошло. Восприняли ли их не всерьез, надоело ли террористам ждать или машины просто вышли из строя, но по неизвестной причине Терраформеры стали закачивать в атмосферу Земли углекислый газ, что полностью покалечило устоявшуюся экосистему. Температура на планете стала повышаться, началось таяние ледников, и вызванные этим наводнения затопили огромное количество населенных пунктов. В свою очередь, многие реки и озера, наоборот, высохли, и вскоре планета превратилась в бескрайнюю обезвоженную пустошь, где нахождение источника пресной воды стало не только тяжким трудом, но и неизменной необходимостью для выживания человека. Выжившее после стихийных бедствий население охватили болезни, всё чаще и чаще стали появляться песчаные бури, укрывающие саваном смерти неудачливых путешественников. Выжить удалось немногим, но человечеству еще рано было умирать и отдавать Землю в безраздельное владычество природе, наказавшей человеческую цивилизацию за их стремление приблизиться к богам, создавая собственный мир. Люди продолжали бороться за свое существование на своей искалеченной планете. Любить и мечтать, грустить и тосковать, предавать и убивать. Жить... Ведь, в сущности, несмотря ни на что - человек нисколько не изменился.

[​IMG]
Символ игры The Fall: Last Days of Gaia – скоростной багги. Неуправляемый гроб на колесах, - ворчал Виктор.

Всё это и является фабулой игры и постепенно раскрывается перед вами на протяжении всего путешествия. Но завязка происходящих в игре событий не касается всего человечества в целом и даже только населения юго-запада США, где происходят все приключения. Сюжетная завязка имеет прямое отношение лишь к одному человеку – к Вам! С самого начала игры, во вступительном ролике, внимание наше обращается не к истории гибели планеты, а к истории нашего героя, того персонажа, которого нам с вами придется отыгрывать. В рассказе матери своей дочке мы предстаем в облике героя, но будем ли мы им – зависит только от нас. История начинается с того, что в наше отсутствие на деревню нападают бандиты, всех убивают, но судьба отца и сестры героя остается пока неизвестной. Не зная, что делать с собственной яростью и бессилием, мы бежим куда глаза глядят, пока перед нашими глазами не предстает лагерь Правительства Нового Порядка (ПНП). Увидев казнь преступника, а позже познакомившись с Президентом, мы видим в этом самозваном правительстве возможного союзника и предлагаем ему собственные услуги, одновременно преследуя цель найти родную сестру. Увы, печальная судьба отца известна уже из сбивчивого рассказа деревенского знакомого, Уэсли, который сумел избежать участи несчастных односельчан и занял в новом правительстве заметную должность. Перед отправлением на первое задание Президента мы должны прежде всего заполнить формуляр, где нам дана возможность выбрать характеристики и навыки – всё как полагается. Творческий подход разработчиков заметен в оригинальном вопросе анкеты, в котором мы должны указать, даем ли согласие на съедение нашего тела после смерти. Увы, ответ ни на что не повлияет на протяжении всей игры. Заполнив анкету, мы можем выбрать до 5 компаньонов среди местных наемников и отправиться в путь.

[​IMG]
А Мюнхгаузен смог бы...

Но давайте обо всём по порядку. Выбрав удивленно с самого начала игры лишь такие важные вещи, как собственный пол и физиономию, а также познакомившись с лидером ПНП, мы отправляемся получать паспорт, где, облегченно вздохнув, получаем возможность сгенерировать собственного персонажа как нашей душе угодно. Ролевая система игры не отличается особенной оригинальностью, но является довольно интересной и способна подкинуть несколько любопытных сюрпризов. Перед нами шесть классических характеристик. Сила отвечает за грузоподъемность и обращение с тяжелым оружием. Ловкость - за точность попадания из любого оружия. Телосложение - за здоровье персонажа, а подвижность - за скорость и уровень защиты. Интеллект дает возможность получать большее количество очков навыков за каждый уровень, а харизма влияет на скидки у торговцев и успешное общение с НПС. Навыков, в свою очередь, у нас двенадцать. Они могут быть разделены на три категории – боевые, воровские и мирные. К боевым относятся, как и следовало ожидать, ближний бой, легкое, тяжелое, снайперское и метательное оружие, а также взрывчатка. С воровскими - всё как всегда – взлом, скрытность и карманная кража. А вот с мирными умениями уже интересно, но перед тем, как рассказать о них подробнее, добавлю, что при должном развитии каждого навыка персонаж получает связанные с этим навыком способности (более известные в ролевых играх как перки). От вашего выбора будут зависеть возможности, которыми будут обладать персонажи. Способности могут быть у обладателей всех навыков, но самые интересные связаны именно с мирным видом деятельности. Я приведу только несколько примеров по каждой мирной специальности. Итак, медики смогут не только лечить наших компаньонов, но и готовить снадобья, а также буквально реанимировать персонажей, находящихся при смерти (гибель нашего протагониста означает конец игры). Технари постоянно совершенствуются в комбинировании предметов, а также способны улучшать защитное обмундирование и чинить оружие. Специалист по выживанию находит источники пресной воды, усмиряет диких зверей, разделывает тушки убитых животных и готовит еду. Водитель способен ремонтировать транспорт, оптимизировать затраты топлива и скорость машины, а также уменьшить повреждения при столкновениях с всевозможными препятствиями. Персонажи, обладающие даром красноречия, могут завоевать доверие собеседника, рассмешить его и получить за это подарок, а могут оскорбить врага и сосредоточить весь его огонь на себе, защищая товарищей и мирных жителей. Способностей на самом деле гораздо больше, но не все из них вам откроются. В целом, все эти перки справляются с главной задачей – ролевая система не уныла и не скучна. Она вполне достойна существования и заслуживает того, чтобы перекочевать в гипотетический сиквел игры без кардинальных изменений.

[​IMG]
Не самое лучшее название для крайне полезного навыка. Таскать придется много всяких вещей (единственный способ торговли в игре – бартер), поэтому экономия веса имеет большое значение.

… и мир вокруг нас…

Заполнив паспортные данные и полюбовавшись на персонажа, мы отправляемся в лагерь наемников, где под наше командование дадут на выбор сразу аж пятерых бездельников. В будущем во время путешествий мы сможем встретить других персонажей, которые согласятся к нам присоединиться (конечно, для этого нам понадобится исключить из группы кого-нибудь лишнего). The Fall может похвастаться тем, что компаньоны здесь являются немного большим, чем просто бессловесные болванчики. Каждый из них может поведать игроку немного о себе, своих стремлениях и желаниях. К сожалению, на этом все диалоги игрока с партийцами и заканчиваются, что не может не огорчать. Не надейтесь, что в дальнейшем персонажи скажут что-нибудь новое, даже финал ими не будет как-то прокомментирован. Да и персональные квесты им совсем не повредили бы, но подобным блюдом нас радовали издревле только считанные единицы CRPG. Зато в The Fall спутники первое время будут довольно активно взаимодействовать с другими компаньонами (возможно, количество перепалок зависит от того, кто именно собрался в вашей партии, - от человеческого фактора, так сказать). Но скажите, какое мне дело до того, что Васквез - неприятный во всех отношениях субъект, Лин склонна к философским рассуждениям, а Агнесс нравится Кармен (Кармен же не отвечает ей взаимностью, так как не спит с девушками), если это не оказывает никакого влияния на игру? Да, персонажи имеют отличные задатки для того, чтобы стать яркими личностями, но их нравы практически никак не отражаются в игре и не взаимодействуют с главным героем. И, за исключением нескольких вышеупомянутых моментов, они никак не проявляют себя и свою натуру, какой бы она ни была. Увы, но это - одна из многих игровых недоделок.

[​IMG]
Один из самых ярких персонажей. С ней не соскучишься. И даже не пытайтесь скормить ей отбивную...

Сюжет игры, хоть и способен подкинуть сюрприз в процессе развития, на поверку оказывается довольно банальным и, что более досадно, натянутым. Нелинейностью сюжетная линия также не отличается. Локации, задействованные в повествовании, открываются строго в определенной последовательности. Один раз нам, правда, предоставят некое подобие развилки, но в целом прохождение сюжетной линии полностью линейно. Особенно это ощущается в тот момент, когда от игрока потребуется принять, казалось бы, важное решение, которое должно повлиять на его судьбу и судьбу его союзников. Но верным решением оказывается лишь одно, другое никак не предусматривается сюжетом. Сказать по правде, я понимаю, почему так произошло, особенно в немецкой игре, но это не отменяет того факта, что сюжет получился довольно скупым. Я не говорю, что он плохой, но - типичная серединка на половинку, то есть вроде неплохо, но точно не хорошо. В противоположность сюжетной линии - всё, что ее прямо не касается, а именно – второстепенные квесты, необязательные локации и мир вокруг нас. В этом и заключается главная ценность игры. Жители действительно существуют в этом мире, а не стоят столбом целыми днями. Они спят, общаются и развлекаются (танцуют, играют на гитаре). Едят, пьют и работают (охотятся, колят дрова, сажают растения). Подойдя к ним, мы можем узнать множество интересных, забавных, грустных, но неизменно - человеческих историй. А некоторые жители могут и дать нам задания. Конечно, им нужна помощь нашего героя! Так что внимательно осматривайте дома, ведь вполне возможно, что вон в той неприметной хибаре обитает таинственный старик, который даст вам особенно интересный квест. Впрочем, квесты в игре все в той или иной степени интересны, и совсем уж скучные практически отсутствуют, что не может нас не радовать. Конечно, большинство из них всё так же сводится к стандартным задачам - поиску каких-нибудь предметов (таких квестов особенно много), убийству враждебных субъектов или разговору с другими НПС, но зато это всё обставлено талантливо и с воображением. Представьте, что вам придется помогать безумному ученому в строительстве машины времени, проводить расследование в деле об обвинении двух девушек в колдовстве, помогать принимать роды, искать грабителя могил, кормить каннибалов и заниматься множеством других интересных вещей.

[​IMG]
Жители занимаются своими делами и совершенно не интересуются факиром. Ему должно быть обидно. Еще и магнитофон сломался. Тоска.

Причем большинство заданий можно выполнить несколькими способами. И тут во всей красе наконец-то проявляется нелинейность игры. Очень часто вы можете использовать красноречие, дабы сэкономить время и силы, однако учтите, что, избавившись от необходимости выполнения очередной просьбы, вы потеряете не только кусочек интересного квеста, но и, возможно, дополнительный опыт, который вам за него дадут. Некоторые квесты настолько хорошо скрыты, что обнаружить их можно только случайно. То же касается и локаций. Попробуйте заявить создателю машины времени, что он – сумасшедший, и чаще читайте объявления – возможно, что вы обнаружите то, что не заметил я. Жизнь жителей после вашего вмешательства действительно изменяется, но не всегда в лучшую сторону. Осиротевший ребенок явно недоволен новыми опекунами, которые заставляют его работать с утра до вечера. И не забудьте, например, зайти к умытому и причесанному обитателю местной помойки и его новой девушке спустя некоторое время после выполнения задания – вас будет ждать сюрприз.

Подсказок не ждите. Если вы сразу не заметили между шкафами маленькую квестовую безделушку, то надеюсь лишь на то, что вы догадаетесь вернуться к этим шкафам снова. Порой это действительно напоминает охоту за пикселями, и ситуацию выручает лишь осознание того, что решение практически всегда находится где-нибудь недалеко, а чтобы разглядеть мельчайшие детали окружения, достаточно приблизить камеру на нужный уровень, что, правда, может нанести вред эстетическому восприятию окружающей действительности.

[​IMG]
Что-то мне это напоминает... а где дроу? А, вот они!

Графика не радует, но должен сразу предупредить, что я играл не с самыми высокими настройками (подробнее ниже). В целом она не вызывает серьезных нареканий, и на высоких настройках всё должно выглядеть вполне себе даже ничего. А двумерные картинки и вовсе радуют – портреты персонажей и изображения вещей выглядят довольно красиво. Что действительно категорически не устраивает - так это модели персонажей. Особенно заметно это по женщинам, поскольку они довольно часто смахивают на мужчин. Но данная проблема решается довольно простым, но действенным способом – не приближать камеру к ним и ни в коем случае не идентифицировать персонажей с этими кошмарными куклами, ведь у большинства квестовых НПС есть красивые портреты. К несчастью, в некоторых скриптовых сценах нас заставят любоваться убогостью моделей во всех подробностях...

[​IMG]
Некоторые виды действительно красивы. Правда, когда я играл, то ни поезда, ни дома видно не было... Но я всё равно полюбил эту игру.

Не в пример качеству графики – музыка. Она, по меньшей мере, хороша. Красивые этнические мотивы, что-то вроде дарк-эмбиента, и отличная песня немецкой метал-группы DarkSeed, которая была написана специально для игры. Игра вполне достойна продажи с отдельным диском, включающим в себя весь ее саундтрек. Но, увы, The Fall не включает в себя даже руководство, не говоря уже о чем-то большем.

[​IMG]
Бой не нуждается в тактических ухищрениях. Выбрали одного врага – убили. Повторить несколько раз. Что ж, битвы - действительно далеко не самая сильная сторона игры.

О чем еще стоит упомянуть, так это о сложности игры и ее продолжительности. Играя на «тяжелом» уровне, я испытывал ряд трудностей лишь в начале игры и в финале, но основная часть не вызывала проблем. Вражеский AI неизменно глуп. Противники редко используют опасное оружие и изо всех сил стараются подставиться под обстрел нашей команды. Единственное, что радует, - враги прибегают на помощь к своим, даже если находятся вдали от места атаки. От нас же требуется лишь поочередно сосредотачивать огонь на определенной цели и в редких случаях применять какие-нибудь другие способы убиения - например, взрывчатку. Продолжительность игры едва ли способна превысить 50 часов, но и это совсем не мало.

История людей

Это, как я уже упоминал, не Fallout. Уровень фантастики в игре сведен к абсолютному минимуму. Шутка ли, в игре полностью отсутствует бестиарий! Ваши противники - люди и обычные животные. Сомнительные исключения - в виде саблезубых тигров и бультерьеров-переростков - только подтверждают правило. А как же мутанты, спросите вы? Таинственные и коварные Тени? В коварстве они нисколько не превосходят людей, да и отличаются от них, пожалуй, лишь ростом и цветом кожи. Фантастическое оружие в игре есть, но его очень мало. В целом The Fall получилась настолько человечной, что это даже удивительно. Становится ли она от этого скучной? Конечно, нет. Может быть, нам и будет не хватать таинственных катакомб, ужасных монстров, сумасшедших роботов, уродливых мутантов, радиоактивных чудовищ и прочих радостей постапокалиптической жизни. Но отказавшись от атомной войны и радиационного заражения, создатели игры не стали выдумывать нечто похожее, а сделали игру только про людей. И общая картина у них получилась весьма достоверной, насколько это возможно в отношении мрачного будущего.

[​IMG]
Город выглядит разрушенным, хотя на самом деле жизнь в нем идет своим чередом.

В игре - огромное количество всевозможных мелочей и деталей. Сиденья от велосипеда, компьютерные клавиатуры, овощи, картинки, письма, аудиозаписи, пассатижи, клейкая лента и множество всевозможного барахла. Неизвестно, что из всего этого является просто деталью атмосферы, а что может понадобиться вам для квеста, что - для автомобиля, для создания лекарств, а что - для комбинирования собственных изделий. О комбинировании - отдельная песнь. Сложно ли догадаться, что для того, чтобы создать «пушку, стреляющую картофелем», нужно совместить автомобильный глушитель, прокладочное колесо, спрэй для волос и зажигалку? Да и нужно ли это, если для любителей картофельного беспредела подобный агрегат легко добывается в магазине? Нужно! Ведь это приносит очки опыта, а ограничения по уровню мною замечено не было. И как вам такое – возможность создать настольную игру? Но каждое подобное устройство является самой настоящей головоломкой, дающей фору задачкам в олдгеймерских квестах. И поэтому лично я комбинированием практически не пользовался (кроме квестовых вещей), так как не был уверен, что это возможно в принципе, а подсказками пользоваться не хотелось. Не скажу, что из-за этого я ощущал недостаток опыта, но какое-то количество игрового удовольствия, несомненно, было потеряно. Так что пробуйте, экспериментируйте, но если не получается - не расстраивайтесь и занимайтесь другими вещами. Благо их в игре достаточно.

[​IMG]
Как открыть клетку? Может быть, совместить патроны, кости, клыки, когти и плюшевого мишку? И тогда получится Боевой Медведь-Открыватель Клеток? Не получилось...

The Fall стала той РПГ, которой я могу простить практически все недостатки. Разработчики наобещали с три короба, но, как оно часто бывает, многое в игру так и не было включено. В ней нет гостиниц, случайных встреч, дополнительных приключений после финала игры (когда мы можем бродить по карте, но едва ли найдем что-нибудь новенькое) и тому подобных замечательных вещей, которые, несомненно, заметно увеличили бы интерес к игре. Но зато в ней есть живой мир, интересные квесты и настоящее приключение, рассказанное людьми для людей. Это действительно увлекательно. И если меня попросят привести пример настоящих, с моей точки зрения, CRPG, то в одном списке вместе с Fallout окажется и The Fall: Last Days of Gaia.

Примечание: о багах и локализации.

Игра имеет весьма негативную репутацию в связи с огромным количеством вредных жучков, которые в ней засели. К своему счастью, я не знаю, как обстояли дела в ранних версиях, да и не хочу знать. Локализация была сразу версии 1.9, и это гарантировало мне отсутствие всех критичных проблем. Однако еще до запуска игры три диска от Руссобит-М практически чудом избежали участи быть выкинутыми на помойку. Всё дело в том, что из-за глючного Старфорса, которым защищена игра, мой компьютер упорно перезагружался. Проблема оказалась в наличии игры с более новой версией Старфорса, а решение - в том, чтобы играть на более слабом другом компьютере (или деинсталлировать новые драйвера защиты, что я делать не пожелал). Установив The Fall, я распрощался с этой проблемой и с удовольствием принялся за игру на минимальных графических настройках (скриншоты были сняты с уже увеличенными параметрами). За всю игру мною не было встречено ни одного мало-мальски серьезного бага, ни одного невыполнимого квеста. Да, конечно, встречались мелкие глюки, но ничего критичного. Однако я должен отметить, что действительно официальной финальной версией игры считается 1.10, но ничего большего я о ней сказать не могу. К заслугам локализации, помимо отсутствия большинства багов, можно добавить довольно хороший перевод и просто замечательную озвучку. Озвучены практически все диалоги, сделано это качественно, и видно, что актеры, как правило, знакомы со всем контекстом событий, которые они озвучивают, а не просто читают текст по бумажке. Достойная локализация, которой не стоит пренебрегать.


Автор: molary
Дата: 08.12.2009

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей