- Пятнадцать километров до цели!
- Ой! Что делать?
- Включай режим воздух-земля, выпусти фольгу на всякий случай... Бей рокаем, попадешь точнее.
- Ааа... Есть!
- Убирай тягу, выпускай закрылки, снижайся до километра! Быстрее! Выруливай. Выруливай! Так... Enter! Ну! Enter? Бомболюк-то забыл открыть, балда!

И шестилетний пацан, получив от бати по макушке, вынужден снова заходить на цель, тратить бесценное горючее, быть в итоге сбитым и упасть недалеко от своей базы в Эль-Кувейте...

Жанр авиасимуляторов всегда считался элитарным. Немногие готовы тратить долгие часы игры на обучение взлету-посадке, читать ТТХ вооружения и разбираться в нюансах управления крылатой машиной. Но тогда (каких-то девятнадцать лет назад!) в неё играли все, кто имел такую возможность. Потому что это была не просто игра. Знакомьтесь! F-19, царица авиасимуляторного жанра!

[​IMG]

Чем же она так привлекала внимание? Да, практически, всем! И реализмом в первую очередь. Ходит слух, что когда вояки из пентагона ознакомились с шедевром Сида Мейера, то под впечатлением от увиденного запретили выпускать игру в свет. Ведь тогда еще шла холодная война, а игра была слишком уж похожа на реальность. Но и урезанный вариант поражал воображение. Огромные зоны боевых действий, скопированные с реальной карты мира, широкий выбор реально существующих образцов вооружения, различающихся как по своему назначению, так и по эффективности, наконец, детально проработанная полетная модель и система повреждений. И если позже и появлялись игры куда более реалистичные и красивые, то по геймплею F-19 равных нет до сих пор. Но обо всем по порядку.

После прослушивания душещипательной заставочной мелодии нам предлагают угадать, схема какого самолета изображена на экране. Не угадал? Довольствуйся лишь тренировочным режимом. А что делать? Салагам в небе не место! Впрочем, тренировка отличается от обычного вылета лишь тем, что самолет нельзя разбить. После этого необходимо создать свое альтер-эго. Начинать приходится в ранге младшего лейтенанта. Успешно отлетав 99 миссий можно получить звание генерала и заслуженную пенсию. Но до этого еще надо дожить...

[​IMG]

Далее самое интересное. Кампании в игре нет! Все задания генерируются «на лету», никаких заскриптованных миссий в игре нет и в помине, а, следовательно, ни один полет не похож на другой. Цель миссии часто заключается не в банальном уничтожении объекта, а в выполнении определенного действия. Например, сфотографировать лагерь террористов или разведать расположение новой пусковой установки. Попадаются задачки и посложнее. Например, сбросить на парашюте секретный груз партизанам. А если груз очень хрупкий, то приходится садиться на импровизированном аэродроме. Ох, и не легкая же это задача, сесть на реактивной махине на малюсенький пятачок в горах! А уж ночью...

Любой вылет можно настроить и по уровню сложности посадки и по летным навыкам противников. И если курсантов сбивать одно удовольствие, то с асами приходится повозиться. Особенно, если летают они не на «фантомах», а на Миг-29 или Су-27. Вообще, заметно, что тогда в штатах русских явно побаивались. Если в Ираке и Ливии опытный пилот не испытывал проблем даже на максимальной сложности, то над Кольским полуостровом разворачивался настоящий кошмар... Есть и настройка политической обстановки. В режиме диверсии необходимо жаться к земле, облетать радары и ни в коем случае не уничтожать мирные объекты. А уж коль началась война, то бомби что хочешь! Лишь бы боеприпасов хватило... А не хватает их катастрофически! Каждый вылет требует тщательного планирования. Если на твоем маршруте встречается много вражеских аэродромов, приходится брать побольше ракет класса воздух-воздух («сайдвиндер» или «амраам»). А можно взять парочку «дюрандалей» и вывести ВПП из строя. Для нефтехранилищ, мостов и радаров подойдет мой любимый «маверик», а если требуется уничтожить подземный бункер, то без «пейвуей» не обойтись. Вариантов много, и предугадать все ситуации почти невозможно. Импровизация и свобода действий, присущие этой игре – то чего не хватает в современных симуляторах.

[​IMG]

Сам полет проходит, как правило, в три части. Сначала мы взлетаем, разворачиваемся в сторону цели, стараемся не быть замеченными раньше времени вражескими системами ПВО, подмечаем удобные цели для поражения. Выходим на первичную цель, уничтожаем ее, и... в ту же секунду начнется второй акт представления! На ум приходит ассоциация с потревоженным ульем. В вас выпустят ракеты земля-воздух, на хвост попытаются сесть сразу три-четыре самолета, а ведь необходимо еще выполнять вторичное задание... Залп «сайдвиндером» по подлетающему «томкету», переключаемся на радар, выпускаем тепловую ловушку, бомбим радар, сбиваем из пушки неосторожно подставивший хвост «фантом»... Динамика просто потрясающая, и соображать приходится очень быстро! Третья часть полета начинается, когда нужно возвращаться на базу. Отсеки вооружения давно пусты, сзади наседают сразу несколько противников, но пытаться сбить их нельзя, кончится горючее! Выпускаем «ложную цель», включаем противорадарную защиту, и стараемся выйти из опасной зоны. Авось пронесет... Впереди еще предстоит посадка, и хорошо, если самолет не трясется, поврежденный шальной ракетой...

Конечно, графика F-19 повергнет современного геймера в ужас. Видеорежим VGA (256 цветов, не путать с битами!), разрешение 320*200... Но! Во-первых, она полностью трехмерная. А во-вторых – обилие мелких деталей. У мельниц крутятся крылья, радары вращают параболической антенной, а у пролетающей мимо ракеты при желании можно разглядеть хвостовое оперение и огонек реактивного выхлопа... Взлетая со своего аэродрома, нельзя не заметить, что вся база буквально кипит жизнью. Вот заходит на посадку F-18 Hornet, у ангаров «припаркованы» союзные самолеты, а в небе дежурят разведчики AWACS. Поверить невозможно, что все это богатство могло поместиться на одной дискете...

Вместо заключения хочу заметить, что F-19 прекрасно запускается под Windows XP. Сид Мейер... Вы - гений!


Автор: Sang13
Дата: 08.03.2008

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей