Рецензия: ELEX 2
Разработчик: Piranha Bytes
Жанр: RPG
Дата релиза: 01.03.2022

Само по себе выражение «игры от Piranha Bytes» давно уже устоялось в игровой среде и означает категории проектов сродни старой доброй Gothic. Их главными качествами являются принцип восхождения героя «из грязи в князи», открытый мир, несколько фракций, вариативность в прохождении квестов, а также специфическая ролевая система, основанная на обучении способностям у учителей. Всё остальное в таких проектах – лишь придатки. И сам по себе этот факт не так уж плох. Что ж тут такого, если делают разработчики по сути своей одну и ту же игру, стремясь довести её до совершенства? Плохо лишь то, что перепрыгнуть самих себя у «Пираний» всё никак не выходит и их Gothic II: Night of the Raven по-прежнему остаётся самым выдающимся творением студии. На мой взгляд, первая ELEX наиболее близко подобралась к лаврам «Ночи Ворона», но перещеголять её так и не получилось. Тем не менее лично мною надежды на ELEX 2 возлагались нешуточные, а вот что из этого вышло – будем разбираться.


ELEX 2 часто возвращается к освещению событий оригинальной игры посредством вот таких видеовставок. Вот только они абсолютно бессмысленны, поскольку не снабжены какими-либо пояснениями, а кусочек бессловесного ролика что-либо прояснить вряд ли сможет
.​

ELEX 2 продолжает сюжет первой части, и играть нам придётся всё за того же господина Джакса. С момента событий, имевших место в оригинальной игре, прошло примерно 7 лет. Джакс пытался всему миру поведать об опасности, которая вскоре ждёт родной Магалан. Да вот только никто особо нашего бравого вояку не слушал, и с горя он женился на одной из героинь оригинала – Кайе. Более того, от брака у них появился ребёнок, которому на момент начала игровых событий ELEX 2 около 6-7 лет. Но вот семейная жизнь, видимо, не задалась, и Джакс укатил в некую лачугу, где решил провести остаток дней, уже сам до конца не веря, что увиденное и услышанное им не является плодом бурного воображения. Но не тут-то было, ибо, возвращаясь с очередной охоты, Джакс стал свидетелем появления в его жилище неопознанного объекта, откуда повыпрыгивали какие-то агрессивно настроенные фиолетовые собаки. Пока Джакс пытался приручить оных, одна из тварей умудрилась его цапнуть, в связи с чем наш герой принял стратегическое решение. Иными словами, быстро и решительно драпанул.


Несмотря на не самый выдающийся интеллект, напарники в ELEX 2 очень полезны, особенно в начале игры.

Однако укус оказался не самым простым, поскольку наш протеже вскоре потерял сознание, а проснувшись, увидел старого знакомого – ученого Адама Докинза, который и разъяснил, что для борьбы с инопланетными гадами придётся создать сильную группировку, заручиться поддержкой местных фракций, после чего устроить неприятелю «большой бадабум». Ну и подлечиться герою, судя по всему, не помешает, поскольку всего от одного укуса все навыки, полученные кровью и потом в оригинальной ELEX, канули в небытие, так что извольте-с по новой. Честно говоря, завязка, равно как и остальной сюжет, лично для меня оказались совсем неинтересными. История насквозь вторична, нелогична, с отвратной постановкой, нелепыми героями и таким же клиффхэнгером. Это определённо худший сюжет из всех игр «Пираний». Не скажу, что в них сюжет вообще очень уж важен, но он по крайней мере мотивирует на выполнение определённых действий. В ELEX 2 история только раздражает, а абстрагироваться от неё вовсе как-то не получается, поскольку теряется весь смысл игры.


Дальний бой в ELEX 2 практически не изменился.

Зато геймплей порадует практически любого подкованного предыдущими играми «Пираний» готикосексуала. Вроде что-то подкрутили в боевой системе, но на первый взгляд изменения несильно заметны. Играется всё практически один в один, как и раньше. В ближнем бою полоска выносливости стала тратиться несколько более рационально, что ли. Убрали комбоудары, и даже не знаю, как это оценить. С одной стороны, перед нами ведь не слешер, но с другой – ближний бой стал совсем примитивным и ограничивается комбинацией удар-удар, перекат-перекат, восстановление выносливости и дальше по кругу. Иногда в эту цепочку вклинивается ещё джетпак. Дальний бой разработчики посчитали и так сильной стороной игры, решив его не править. На мой взгляд – зря. Луки по-прежнему легко уделывают различные бластеры и прочие технологические прибамбасы в плане крутости. Разве что дробовики могут посоперничать с ними да тяжелое вооружение. Зато магия, несмотря на малое разнообразие, вполне хороша. Особенно заклинание – аналог «Огненного дождя» из Gothic 2. Кастуем, бежим, – все противники дохнут. Ну, которые послабее. Сильных же добиваем файерболами или, на худой конец, огненными кулаками.


Моркон. Вид в первом приближении.

Наиболее интересными заклинаниями одарили берсерков, у остальных же – стыд и срам, а не магия. Впрочем, хоть какими-то заклинаниями наделены далеко не все. Так, если у альбов (да-да, в этот раз вполне играбельная фракция) магия более-менее интересная, то у клириков и морконов (новички серии) не магия, а одно название в виде аур и ритуалов. Изгои же полностью лишены возможности что-либо колдовать, а все их спецспособности ограничились возможностью создания различных стимов, то есть наркотиков, временно повышающих характеристики героя. Негусто получилось, согласитесь. Хотя и в оригинальной ELEX всё было примерно так же. Но поговорим немного про морконов, как-никак новички. Эти ребята достаточно интересны, носят чёрные латексные шипованные одеяния, поклоняются культу смерти и надеются как можно скорее её принять. Находится их штаб в пещере глубоко под землёй, и далеко не каждый морконец хотя бы раз в жизни её покидал. Фракция как минимум любопытная, их квесты имеют свой неповторимый колорит, так что, можно сказать, «новички удались». Стоит отметить, что изначально будет иметься возможность присоединиться к морконам, берсеркам или альбам, а вот стать клириком или изгоем игрок сможет, только переметнувшись к ним впоследствии.


Очки с подсветкой предметов - лучшая вещь для матерого исследователя.

Ролевая система практически один в один перекочевала из оригинальной ELEX. За выполнение заданий, уничтожение противников и чтение всякой полезной литературы мы получаем опыт. После сбора определённого количества оного происходит рост в уровне, выдаются 10 очков, которые можно распределить по характеристикам, и одно – для прокачки навыков. Характеристик пять – это сила, ловкость, стойкость, интеллект и хитрость. Повышаются они прямо из меню и начинают действовать сразу же. Навыков же куда больше, и для их повышения необходимы определенный уровень прокачки характеристик, а также учитель, который за определённую сумму поделится с Джаксом своими познаниями. В навыках затерялись, собственно, фракционные способности, заклинания и даже прокачка джетпака. Последний, кстати говоря, неплохо видоизменился и стал практически незаменимым помощником как в путешествиях, так и в бою. На нём теперь можно неплохо сражаться как в ближнем бою с летающими противниками, так и в дальнем, просто зависнув в воздухе. За джетпак ставим явный плюс и двигаемся дальше.


Бой на джетпаке. Разве не прелесть?

Что касается квестов, то тут нужно отметить несколько нюансов. Во-первых, по старой доброй традиции их сотни, если не тысячи. Считать дело неблагодарное, но поверьте – их очень много. При таком количестве сделать все качественными задача в принципе практически невыполнимая, особенно для далеко не самого большого коллектива «Пираний» с весьма ограниченным бюджетом. Процентов 50-60 квестов, к сожалению, унылейшие побегушки «принеси-подай» или задания на зачистку местности. Зато оставшиеся очень интересны, некоторые имеют «двойное дно», другие вариативны в различных путях прохождения. Отдельной критики заслуживают квесты сопартийцев, представляющие собой практически все до единого следующую нехитрую последовательность: портирование в какой-то участок карты, где необходимо истребить очередную порцию какого-то вида супостатов. Как сказала бы людоедка Эллочка из нетленного шедевра Ильфа и Петрова, «Жуть!». В дополнение к изложенным недостаткам качество проработки квестов очень сильно проседает примерно к последней трети-четверти игры. Они все превращаются в банальнейшую зачистку местности с кучей толстокожих противников. Не первый раз «Пираньи» наступают на подобные грабли (вспомнить можно тот же Risen), но почему-то выводов не делают.


Вот такими толстячками под завязку завалена финальная часть игры.

Зато очень радует проработка мира, исследовать который, как и в оригинальной игре, безумно интересно. То тут, то там мы находим сундучки или сейфы с различным полезным и не очень лутом (навыки взлома строго обязательно как можно скорее прокачать на максимум или же носить соответствующие предметы), аудиодневники, рисунки, различных персонажей и многое другое. Это действительно интересно, позволяет лучше узнать игровой мир, прокачаться, запастись припасами и денежными знаками. Именно исследованием местности я рекомендую заниматься в первую очередь, пока, конечно же, не надоест. Иногда будут попадаться лагеря бандитов или жулики различного пошиба, пытающиеся выманить у одинокого путника последнюю денежку. Впрочем, порою мы натыкаемся на различные авантюры, вписавшись в которые вполне можно заработать кругленькую сумму или ценные предметы. Все эти прелести легко пропустить, если двигаться только по основному сюжету, не забегая в каждый угол. Именно благодаря такой проработке мира ELEX 2 не третьесортный мусор, а вполне себе приличная игра, которую можно рекомендовать к ознакомлению некоторым геймерам.


Ох уж эти милые сердцу морконские забавы.

Еще хочется отметить диалоги и проработку персонажей. В целом игра прогрессировала по сравнению с оригиналом. Персонажи ощущаются как личности, склонные к определенному поведению и манерам. К примеру, сопартийцы реагируют на наши действия и высказывания, в зависимости от их характера меняя свое отношение к герою. Лично у меня сразу появились «любимчики» и не очень «приятные» собеседники. Что касается диалогов, то здесь всё также стало лучше, чем в других играх «Пираний». Джакс, да и другие персонажи иногда очень «емко» шутят, причем местами действительно смешно, а иногда применяя в разговорах обсценную лексику. И тем не менее диалоги всё равно какие-то примитивненькие на фоне игр, где они действительно глубоко проработаны. Возможно, это недостатки русской локализации, не знаю, так как в оригинальную версию мне поиграть не удалось. Кстати, перевод, в отличие от первой ELEX, выполнен полный, в том числе с озвучкой персонажей. Хотя интонации местами не совсем подходят, в остальном же локализацией я очень доволен.


Некоторый юмор присутствует не только в диалогах, но даже в переводе имен.

Графика со времен оригинала заметно улучшилась. Также подросли и системные требования, я бы даже сказал, непропорционально качеству картинки. В целом всё выглядит неплохо, но есть отдельные огрехи, которые не могут радовать. В первую очередь я бы отметил лица у персонажей, которые получились какие-то кукольные, неестественные. Анимация боя звезд с неба также не хватает, хотя в пылу обычно на это внимания не обращаешь. Ну и стоит отметить, что исключительно из-за ELEX 2 мне пришлось перейти на Windows 10, так как на прикипевшей Windows 7 игра запускаться отказалась категорически – и путей решения проблемы я не нашел. «Goodnight, sweet prince».

Подводя итоги, замечу, что главной проблемой ELEX 2 лично для меня стали слабо проработанные квесты, особенно в финальной части игры, а также бестолковый сюжет, логика развития которого хромает на всех выданных разработчиками костылях. Зато игровой мир вызывает искреннее уважение и желание его исследовать, так что «дух той самой Gothic» хотя и ослаб по сравнению с оригинальной ELEX, но всё еще жив, и настоящие фанаты, несмотря на все преграды, как мне кажется, оценят ELEX 2.

Оценка игры: 7.5 из 10


Автор: LEKA
Дата: 24.07.2023

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей