Разработчик: Rockstar Vancouver, Rockstar New England
Жанр: action-adventure
Дата выхода на ПК: октябрь 2008

Пожалуй, Bully является одной из самых спорных «игр от Rockstar». Тем не менее с учетом «школьного сеттинга» мне всегда хотелось в нее поиграть. Останавливал только казавшийся огромным «игровой объем», поскольку играть «по кусочкам» совсем не хотелось, а выделить целую кучу времени на игру не получалось. Да и атмосфера, с одной стороны, привлекала, а с другой – подходила не ко всякому настроению. Но звезды наконец сошлись, и спустя много лет после выхода игры и даже после ее портирования на мобильные платформы я наконец осилил 100% прохождение отложенного хита, от которого остались очень смешанные впечатления.


Добро пожаловать, господин Хопкинс!

Для начала немного истории. В мае 2005 года, когда Rockstar уже более чем полгода как срывала овации после выпуска GTA: San Andreas на легендарной PlayStation 2, а до ее релиза на PC оставался всего один месяц, компания анонсировала ещё один крупнобюджетный проект для PlayStation 2 под названием Bully, который должен был стать чем-то вроде «GTA в школе». В октябре 2006 года владельцы PlayStation 2 получили обещанное. Отзывы и рецензии на Bully оказались вполне положительными, а спустя два года игра наконец добралась до PC-аудитории. И это получился не просто порт, а целый Scholarship Edition, отличающийся совершенно новеньким игровым движком, ворохом бонусных миссий и персонажей.


Урок биологии.

Уж не знаю, насколько Rockstar угадала с датой выпуска Bully, поскольку в это время на Xbox 360 и PlayStation 3 уже вышла GTA IV, а до ее релиза на PC оставалось всего два месяца. Я отлично помню то время, как все ждали GTA IV, а после выхода последней на протяжении достаточно приличного промежутка времени играли и обсуждали только ее. О Bully в то время в кругу моих знакомых не знал никто, хотя геймеров среди них было предостаточно. Но маркетологам из Rockstar должно быть видней, и кто-то до Bully таки добрался. Каким образом о ней услышал я, остается только догадываться, но в конце концов последняя оказалась проинсталлирована и запущена.


Есть в Bully даже свой парк аттракционов!

Первые впечатления оказались положительными: вступительный ролик в типичной Rockstar-овской слегка придурковатой манере рассказывает, как главного героя по имени Джимми Хопкинс (привет господину Роберту Льюису Стивенсону) любящая мамаша со своим очередным донжуаном привозят в Буллвортскую академию, где нашему протеже предстоит провести достаточно много времени. Джимми хулиганист, прямолинеен и производит впечатление не особо много думающего над своими действиями юноши. В новой школе вокруг Джимми тут же начинают плестись интриги, происходят попытки затянуть главгероя в разборки местных группировок (таких как качки, ботаны и другие), да и про пубертатный период господина Хопкинса забывать не стоит – в том или ином роде общаться с противоположным полом нам доведется не раз. Завязка и в целом история оставляют положительное впечатление. Сюжет наполнен откровенным стёбом с налётом абсурда. Персонажи, начиная с главного героя и заканчивая директором школы, сплошь какие-то карикатурные. Но общей картины это не портит – скорее настраивает на нужный лад, поскольку всё вышеперечисленное вкупе выглядит вполне гармонично.


Так и хочется оценить все преимущества Bully-вского машиностроения, но по ходу игры такой возможности так и не предоставят.

Геймплей действительно напоминает GTA-шный, но банальным клоном Bully называть не хочется. Так, каждый наш день в Буллвортской академии начинается с подъёма в 08:00. Потом начинает течь реальное время из расчёта примерно 1 минута – 1 час. В определённое время идут уроки, и наш выбор – идти туда или же заняться выполнением других заданий. Если выберем занятия, то попадем на урок, среди которых есть биология, физкультура, география и много других. Зачастую уроки представляют собой мини-игру, в которой нам предстоит быстро жмякать на требуемые клавиши, но некоторые вполне оригинальны. Так, на уроках фотографии нам нужно запечатлеть определенный пейзаж, а на грамматике – придумать слова из набора букв. Мини-игры радуют как разнообразием, так и качеством исполнения. После прохождения урока герой получает какую-нибудь способность. К примеру, при поцелуях с девушками будет восстанавливаться больше здоровья или нам станет доступна карта со спрятанными коллекционными предметами.


Противники порою очень грозные.

Основная суть сюжетных миссий вкратце описана выше – завоевание авторитета среди местных группировок. А вот разнообразием задания похвастаться не могут. В основном – беготня из точки А в точку Б или очередные мини-игры. Если в дополнительных заданиях или в школьных уроках такой подход воспринимается терпимо, то от сюжетных миссий хочется куда как большего разнообразия (вспомните GTA!). Да и в целом возможностей у Джимми значительно меньше, чем у какого-нибудь Томми Версетти. Загибайте пальцы. Можно поработать почтальоном или косить траву, управляя аппаратом, схожим со здоровенной газонокосилкой. Можно проходить гонки на велосипедах или скейтах, заниматься боксом, собирать коллекционные предметы, играть на автоматах (пяток сносных видеоигр), посещать парк аттракционов (ещё пяток мини-игр) и (наверное, самое интересное) выполнять задания случайных прохожих. Если звучит всё это достаточно разнообразно и интересно, то на деле получается как-то средненько. Почти все мини-игры очень скоротечны, а однообразные повторения одного и того же действия вряд ли могут развеселить.


Скейт - одно из наиболее доступных транспортных средств в игре - всегда в кармане!

Ну и стоит помнить, что Bully – не GTA. Транспорта в игре, за исключением велосипедов, скейта и мопеда, фактически нет. Вернее, кое-какой автопарк по городу колесит, но покататься на нём за рулем нельзя. Можно только прицепиться к какой-нибудь машине и надеяться, что ей с вами по пути. Еще есть автобусы, готовые из любого места города телепортировать Джимми прямо в родную академию. Но сами мы вольны ездить по большому счёту лишь на велосипеде, который ещё надо найти, и скейтборде, постоянно находящемся в «кармане» главгероя после определённой миссии. Велосипедов в игре несколько, и они даже немного отличаются по характеристикам, но, если честно, этого особо не замечаешь.


Иногда Джимми будут пугать, так что будьте готовы.

По вечерам Джимми должен вернуться в свое жилище, а в случае, если продолжит где-то бродить, местные копы или же старосты, едва нас завидев, начнут погоню. Если поймают – прямая дорога к директору, но, признаться, улепетывать от стражей правопорядка в Bully куда легче, нежели в любой из GTA. Из негативных последствий – разве что потеря почти всех найденных прибамбасов, но восстановить их проще пареной репы, так что переживать за это точно не стоит. Если же нас не поймали до поздней ночи и главгерой оказывается в это время на улице, то мы теряем сознание от бессилия (вот такие слабенькие хулиганы, что поделать), просыпаясь поутру уже зачастую немного ограбленными.


Порою в гонках вспыхивает нешуточная борьба.

Радует разнообразие атакующих средств (рогатка, шарики и куча прочего хлама, есть даже импровизированная ракетница), которые с учетом сеттинга, естественно, являются нелетальными. Несмотря на это, разрешается большинство сражений исключительно с использованием старых добрых кулаков да удара «бычком», хотя и наш арсенал порою использовать вполне приятно. Впрочем, как оружие, так и новые приемы борьбы Джимми будет осваивать постепенно, лишь к концу игры получая полный набор для создания локального армагеддона. Rockstar была бы не Rockstar, если бы в каждый игровой элемент они не пытались всунуть свой своеобразный юмор. Так, приемам нас будет обучать некий бывший военный, а ныне бомж, обитающий на задворках школы. Причем делать это он будет не за красивые глазки Джимми, а за… транзисторы (!). И не думайте, что это нелогично, ибо разработчики в конце концов разъяснят причины, но, пока не найдете их, все тайну старого бомжа-вояки узнать не удастся.


Выстрел из рогатки - аргумент в споре почти с любым оппонентом.

После того как перед глазами проползли финальные титры (а это не более 15-20 часов при достаточно высоком проценте прохождения дополнительных миссий, так что опасения по поводу масштабности проекта оказались напрасны), мною было принято решение пройти игру на 100%. Скажу прямо, без солюшена это сделать не получилось, и виною тут отдельные совсем неочевидные условия полного прохождения. От некоторых прямо возникает негодование, но спойлерить их здесь не хочется - вдруг кто-то надумает стопроцентное прохождение Bully самостоятельно. В любом случае имейте это в виду.


Кулачный бой - наиболее частый способ применения насилия с учетом простоты и эффективности.

Что касается графики, то даже Scholarship Edition, переведший Bully на новый движок, в своё время досталось за графическое несовершенство. Но сейчас, спустя годы (а это, минуточку, 2008 год!), слишком уж больших замечаний в этом вопросе не имеется. Некоторые модели немножко угловаты, а анимация порою выглядят ужасно даже для 2008 года. И тем не менее в целом ругать за это направление Bully не хочется. Со звуком дела обстоят получше, и больших замечаний к нему у меня нет. Скорее даже наоборот, особенно радует озвучка. Так что в этом аспекте ставим «+». Официальным переводом и изданием игры в России занимались «1С» и «Логрус». Локализация выполнена текстом, что лично мне не очень нравится. Качество перевода неплохое, но косяки встречаются, причем относительно часто. И тем не менее работу переводчиков также хочется скорее похвалить, чем наоборот.


Выбирая для Джимми одежонку, можно потратить немало времени, поскольку выбор вполне приличный.

Подводя итог, отмечу, что Bully - далеко не самая плохая игра, в которую мне довелось сыграть. Её, безусловно, есть за что критиковать. В первую очередь - за малое разнообразие игровых ситуаций и геймплея в общем. Но зато красочный сумасшедший мир, необычный сеттинг, неплохие мини-игры и в целом неплохая задумка улучшают общую картину. Качественно игра явно выше среднего, а вот насколько она может понравиться - зависит от отношения к жанру, сеттингу и иных собственных предпочтений.

Моя же оценка игры: 7.5 из 10.


Автор: LEKA
Дата: 12.06.2023

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей