По просьбе одного из читателей рассылки GAMEДНИ, которую мы делаем совместно с Old-Games.RU, выкладываю текст последнего (4-го) выпуска на форуме. Выкладываю as is и, видимо, буду так делать и дальше в этой ветке.

Большое спасибо Елене, @kreol и @Virgil за выщелкивание фактических ошибок и орфографических ляпов из текстов. Форумчане, если заметите в материалах еще какие-то неточности, пожалуйста, не сочтите за труд написать о них сюда или в личку.

Все рассылки PDF-формате оседают здесь.

Спасибо за внимание.


======================================================


Old-Games.RU GAMEДНИ. Рассылка летописца. Выпуск #4



Здравствуй, читатель!

В монастырском дворе нашем распустились тюльпаны и нарциссы, и я, залюбовавшись, чуть не забыл, что пришло время очередной рассылки. Что говорить, подводит память меня. Оттого и приобрел я привычку записывать всё важное и примечательное.

Одно помню точно: ты получаешь сии e-mail’ы, ежели подписан на рассылки портала Old-Games.RU или находишься в друзьях у меня, Летописца. Отписаться же от речей моих нетрудно. Коли пожелаешь, для этого есть кнопка в конце письма.

Сегодня махнем ретроспективным крылом на события апреля в игровой индустрии. И не только в ней. Ведь жизнь, как изрек классик, богаче. И чем бы она ни удивляла нас наяву, в виртуальном мире найдется чудесам ее ответ достойный.

***

22 апреля 1870 | родился Владимир Ленин (Ульянов)

При всех неутихающих спорах вокруг апрельского именинника игровая индустрия смотрит на дедушку Ленина как на отживший свое материал. Даром что не захороненный. Аркадных игр с Ильичом-протагонистом не существует вовсе. Ведомая Лениным Советская Россия в Sid Meier's Civilization V — это всего лишь любительский мод. А недавний макрополитический Lenin Simulator получил смешанные оценки, впрочем, как и деятельность самого революционера.

Нельзя, однако, сказать, что Ленина в играх мало. Просто, обращаясь к фигуре вождя, геймдизайнеры привыкли держать ироническую дистанцию. Все части «Петьки и Василия Ивановича» бесстыже оттаптываются по ленинским местам. Юрий из C&C: Red Alert 2 — это в первую очередь пластическая карикатура на Ильича, а уже затем мастер пси-технологий. У студии 4A Games с В.Ульяновым вовсе особые счеты: в Metro: Last Light можно прогуляться в Мавзолей и полюбоваться на сильно подсохшие мощи, а в Metro Exodus предусмотрено особое достижение за уничтожение памятника Ленину (ачивка получила название Decommunization Trophy).

В свете такого обращения за Владимира Ильича становится даже обидно. И тут на помощь приходит The Big Red Adventure — отвязное pixel art-приключение 1995 года, чей сюжет крутится вокруг идеи воскрешения советского лидера. Право, будь Ленин жив сегодня и обладай хоть каплей самоиронии, он бы прокартавил: «Важнейшим из искусств для нас являются электлонные игры, товайищи!».



16 апреля 1955 | родился Алексей Пажитнов

Историческая рифма приходит на ум сама собой: если Ленин создавал СССР, то Пажитнов был одним из его душеприказчиков. Поздний Союз уже не мог похвастаться экспортом сильных идей, но — талантами Алексея — подарил миру несколько гениальных строчек программного года. Механика Tetris сбалансирована и продумана до олимпийского совершенства, и без малого 500 миллионов проданных копий игры — лучшее тому доказательство. Да, именно «Тетрис» — самая продаваемая игра всех времен.

Как «идеальная игра» попала на Запад, уже описали голливудские сценаристы, а вот то, как на Западе прижился сам Пажитнов, осталось за скобками сценария. Между тем Алексей переселился в США уже больше 30 лет назад. На его счету работа над Microsoft Entertainment Pack, создание множества пазлов и головоломок. Где-то развивающих концепцию падающих в стакан тетрамино, где-то принципиально новых. В 2005 году основанная Алексеем Пажитновым и Хэнком Роджерсом The Tetris Company приобрела активы «Электроноргтехники», в стенах которой некогда и был создан «Тетрис». Интересно, снимут ли об этом еще один фильм? Самый известный российский геймдизайнер его точно достоин.

Большего внимания заслуживает и демосцена — уникальное явление, сочетающее самописную компьютерную графику, синтез звука и исполнение всего этого в реальном времени. Virgil и Dimouse заныривают в тему с головой в новом выпуске PodcastOGRU и рассказывают, что демосценеры дали миру игр. Приятного просмотра!



4 апреля 1975 и 1 апреля 1976 | основаны Microsoft и Apple Computer Company

Во избежание длинной летописи о первых шагах IT-грандов высветим сам примечательный факт: и Apple, и Microsoft появились на свет в апреле, друг за дружкой с разницей в год. Биллу Гейтсу на момент учреждения своей фирмы было еще девятнадцать лет, Стиву — едва за двадцать один. Родились же оба мэтра и вовсе в один год, бэби-бумерский 1955-й.

Несмотря на жесткую конкуренцию сверхуспешных бизнесов, ровесники сумели сохранить друг к другу дружеские чувства, пронеся их через множество совместных интервью и фотосессий. Увы, в 2011-м картинка ополовинилась. Стив покинул нас, ну а Билл продолжает регулярно вспоминать о своем товарище в Твиттере. Давайте же ценить Гейтса хотя бы за то, что он есть. И регулярно обновлять Windows.



21 апреля 1984 | релиз Duck Hunt

Если в викторине вам попадется вопрос о «первом first-person shooter’е», то смело отвечайте: Wild Gunman! Карикатурный вестерн стал дебютной игрой для светового пистолета (шел в комплекте), выпущенного для консоли NES. Duck Hunt с той же механикой появилась следом, но именно ей было суждено сорвать овации.

Стрелять по неугомонным птичкам было куда веселее. Особенно вдвоем: полетом уток можно было управлять со второго геймпада. Игра выходила на рынок в эпицентре индустриального обвала 1983-1985 годов и стала одним из локомотивов, вытянувших отрасль из трясины кризиса. Всего было продано свыше 28 млн. экземпляров Duck Hunt. Что интересно, та самая собака, шугавшая пернатых из травы и весело отыгрывающая все промахи и попадания хозяина, так и осталась безымянной. Хотя появлялась в других играх Nintendo, например в серии Super Smash Bros. И даже получила собственную фигурку amiibo.



26 апреля 1986 | Чернобыльская авария

Не будет преувеличением сказать, что трагедия в Чернобыле разделила мир на до и после. Взрыв реактора четвертого энергоблока ЧАЭС отозвался в сердцах всех античных муз, но та, что вдохновляет игроделов (к слову, какая из девяти?), расстаралась на славу. Игр на тему Чернобыля вышло и выходит в количестве. Сложно найти геймера, не побывавшего в Зоне отчуждения хотя бы с помощью Call of Duty 4. Ну а те, кто, поиграв в S.T.A.L.K.E.R., по-настоящему «заболевают» темой, рано или поздно наталкиваются на более документальные проекты о случившемся. Такие как Chernobyl VR Project, виртуальную экскурсию по окрестностям АЭС с реальными воспоминаниями очевидцев и ликвидаторов катастрофы.

Звучит цинично, но Припять после трагедии — это готовый сеттинг для мрачных стелс-экшенов и прочих забегов на выживание. И город-призрак в сердце Европы еще долго будет сподвигать авторов на высказывания о том, как, в сущности, хрупок мир человеческого прогресса. Будем считать это единственным условно полезным итогом событий в апреле 1986-го.



21 апреля 1989 | начало продаж Game Boy

Game Boy — дитя технических компромиссов. Монохромный дисплей, 160×144 пикселей, 8 килобайт памяти, монозвук из динамика. Выигрыш — в возможности положить в карман полноценную игровую приставку со сменными картриджами и наслаждаться игрой полдня от четырех пальчиковых. Просто вау!

В конце восьмидесятых Nintendo вновь попала в центр удовольствий тинейджеров, превратив школьные перемены из шумных потасовок в тихие посиделки. Через несколько лет Game Boy доберется и до российской детворы, и редкие обладатели заморского чудо-гаджета будут сгруживать вокруг себя одноклассников, запуская Super Mario Land, Legend of Zelda: Link’s Awakening, Kirby's Dream Land и другие признанные шедевры карманного гейминга. Отныне компания будет всегда придерживаться двух векторов и вслед за новой домашней игровой системой обязательно выпускать на рынок улучшенное handheld-решение. В конечном счете придумав Nintendo Switch — первую гибридную консоль.



1 апреля 1995 | релиз Mortal Kombat 3

MK3 первым в серии предложил геймеру Choose Your Destiny, научил его отстукивать чечетку хитрых комбо, бегать по арене и сорвал маску с Саб-Зиро. Букет брутальных добиваний обогатился казнями через Animality, выпускающими наружу тотемных животных бойцов «Смертельной битвы». Подтянули и реиграбельность: открывая определенные изображения на versus-экране, игроки теперь могли менять правила сражений. Запрещать блоки и броски, уменьшать полоску здоровья и так далее.

К середине 1990-х Mortal Kombat — уже часть уличного фольклора. Мальчишки-драчуны подначивают друг друга едкими фразами Шао Кана и устраивают MK понарошку во дворах. Тонко считав запрос, Midway Games добавляет в ростер арен замусоренную обочину проезжей части и станцию подземки. Битвы за судьбы мира приходят в мегаполис, и на ринг органично вступает Страйкер — первый и долгое время единственный боец серии, чьи суперприемы не имеют сверхъестественного происхождения. Этот вояка настолько круто орудует гранатами и полицейской дубинкой, что ему просто нет смысла выделывать магические коленца.

Кажется, и сами разработчики вообразили, что поймали удачу за хвост, и на волне оглушительного успеха «тройки» команда Эда Буна отважится покорить третье измерение. Но полигональный Mortal Kombat 4 станет для культового файтинга во всех смыслах шагом в сторону. Тем не менее и у этой игры найдутся свои поклонники.

Что и говорить, у каждого свой Mortal Kombat. Так, Virgil и Dimouse уже 10 лет отчаянно бьются на ниве игрового просвещения народных масс. Юбилею нашего любимого подкаста был посвящен специальный стрим в формате Q&A. А еще на нём было запущено немало прекрасных ретроигр. Запись трансляции рекомендуется к просмотру!



12 апреля 2004 | релиз Painkiller

Коробка с диском обещала геймеру, что тот «почувствует БОЛЬ». Painkiller и правда в большей степени провоцировал, а не утолял. Главный герой игры Дэниел Гарнер застрял между раем и адом, а ее разработчики из People Can Fly оказались в эпицентре киберспортивной истерии ранних нулевых. С весьма болезненными последствиями.

На Painkiller сделала ставку нашумевшая организация Cyberathlete Professional League, вознамерившись навязать аудитории польский шутер как новую дисциплину прогейминга. Попытка заранее обреченная, но на заре электронного спорта в такие эксперименты верили. Painkiller включают в CPL World Tour без раскачки, турнирную серию заправляют огромными призовыми, а «золотое» издание игры тюнингуют под киберспорт. Первым победителем чемпионата мира по Painkiller становится известный квейкер Fatal1ty. Второго уже не случится: за поворотом CPL ждет банкротство, а People Can Fly — долгий приход в себя после головокружительного респауна. Настолько, что о сиквеле Painkiller задумались только в 2021-м. Правда, делает игру уже совсем другая студия.



В дни майских празднеств желаю вам больше гулять на воздухе свежем, бодрящем. Не берите пример с меня, старца, что сгорбился над планшетом и редко покидает келью свою. Прелесть видеоигр в том явлена, что никуда не сбегут они, а вот хорошая погода — вещь преходящая. Живите ярко и до новых встреч!

Ваш Летописец.

Автор: Летописец
Дата: 04.05.2023

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей