Seven Kingdoms II: The Fryhtan Wars

Seven Kingdoms II: The Fryhtan Wars
Жанр: Strategy
Разработчик: Enlight Software
Издатель: Ubi Soft
Год выхода: 1999
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.56 из 10
  • 9
  • 1
  • 34
30 ноября 1997 года, через четыре дня после того, как на полках магазинов появилась Age of Empires, на соседние полки тех же магазинов легли коробки с родоначальницей другого стратегического сериала, который тоже станет легендой. Правда, для куда меньшего числа игроков.

Seven Kingdoms всегда имела странноватую репутацию. Реакция общественности на первую часть была очень неоднозначной. Кое-кто всё самое важное разглядел сразу, но перекормленный стратегиями массовый игрок второй половины 1990-х вообще не понял, что это такое было. Какие-то корявые одинаковые юниты, ползают по уродливым плоским ландшафтам, зданий - раз-два и обчёлся, какие-то безумные экономические и дипломатические таблицы. Где бараки? Где кузница? Где всадники? Как рубить лес? Зачем в это вообще играть, когда есть великолепная «Эпоха Империй»? Того, что прессу игра получила очень приличную, кажется, почти никто не заметил. Даже режим активной паузы не навёл большинство хулителей на логичную мысль: «А может быть, это не просто страшненькая RTS?».

На самом деле вопросы недоуменной публики совсем не праздные и не глупые. Seven Kingdoms – барышня неприветливая. То, что выглядящая как третьесортное-непонятно-что игра таит в себе едва ли не бездонный океан стратегических возможностей, успели понять далеко не все. «Королевства» были достаточно сложны в освоении и не спешили с ходу выкладывать на стол все козыри. Большинство просто плюнуло на творение Тревора Чана и ушло верховодить древними цивилизациями в AoE. И не будем пенять этим людям на недальновидность. Откровенно говоря, автору сих строк тоже понадобилось время, чтобы распробовать Чаново варево. Но, однажды подсев на SK, не слезешь уже никогда, и, как показывает время, армия фанатов игры нисколько не уменьшается с проходящими годами.

Впрочем, тогда, в конце 1997-го, Seven Kingdoms вчистую продула Age of Empires в драке за умы и кошельки играющего человечества.

Схватка продолжилась в 1999 году, и на этот раз Enlight Software всё-таки вырвалась вперёд. Хотя бы по дате релиза. Seven Kingdoms II: The Fryhtan Wars появилась летом, а Ensemble Studios для премьеры своего сиквела снова предпочли осень. Правда, создатели AoE уже ни с кем не соревновались. За прошедшие два года они успели превратиться в классиков и законодателей жанра. А вот Тревору Чану предстоял бой с тенью. Нужно было доказать, что его новые «Королевства» способны привести в восторг не только специалистов, но и массового игрока, который зашёл в магазин «купить чего-нибудь стратегического». Чем закончился бой? Давайте смотреть.

Во-первых, игра заметно похорошела. Если оригинальные «Семь королевств» отпугивали потенциальных адептов суровым, если не сказать затрапезным, внешним видом, то The Fryhtan Wars, может, и не потрясала графическими инновациями, но выглядела весьма пристойно. Такое ощущение, что Тревор закупил наконец своим художникам чаны с красками всех цветов радуги вместо одинокой цистерны с серо-зелёной жижей.

Кроме того, появилась возможность выбирать размеры зданий. Их можно оставить такими, как в оригинале, а можно увеличить до почти реальных объёмов. Тогда сражения с врагами и монстрами будут происходить у высоченных стен замков или под окнами у местных мэнээсов, корпящих над новым способом обработки почвы. Правда, мне показалось, что такие масштабы построек попросту мешают играть. Всегда выбираю «маленькие» здания.

Во-вторых, расширился набор юнитов. Отныне мы руководим не одинаковыми солдатиками с крошечными иконками специализации над головами, но более-менее разношёрстными нациями. Мирные жители теперь не носят оружия и брони, а к обычным солдатам добавились уникальные юниты, свои для каждой цивилизации. Например, у японцев - ниндзя, у викингов – берсерки и так далее. Увеличилось и количество самих цивилизаций: теперь их двенадцать против десяти в оригинале с дополнением.

Третье отличие - самое важное. Семь видов монстров, которые раньше только кушали граждан, чахли над златом в своих логовах и служили источниками свитков силы, теперь доступны для игры. И не стоит думать, что нам разрешат построить свой милый городок минотавров и вступить в торговые сношения с соседями. Нет, играя за одну из монструозных рас, вы находитесь в постоянной конфронтации с человечеством. С людьми можно общаться и даже заключать союзы, но основой отношений всё равно будет вооружённый нейтралитет. Более того, человеческие поселения никто не мешает обращать в рабство. Как и положено, покорённые города производят еду и золото для хозяев. Одним словом, выбрав в качестве подопечных фрайтенов, вы попадёте в совершенно иной мир. Seven Kingdoms II как будто содержит в себе ещё одну игру, серьёзно отличающуюся от оригинала.

Базовые же черты серии остались прежними. Война здесь важное, но далеко не единственное занятие, а армию вполне реально использовать только как силу сдерживания. Противника ведь можно задавить санкциями, затравить союзниками или просто купить с потрохами, если денег хватит.

Кроме того, никуда не делся и шпионаж - самая интересная и могучая механика игры. Засланный во вражеское поселение штирлиц будет собирать информацию о чужом королевстве или подстрекать местных жителей к восстанию. Разведчик в нейтральном городке очень поможет с агитацией и пропагандой, и местные куда охотнее пойдут под ваш флаг. А после этого заслуженный ветеран вполне может заняться контрразведкой, потому что недостатка во вражеских рыцарях плаща и кинжала, рвущихся на вашу территорию, не будет никогда.

Агент военной специальности вполне способен, например, подкупить или ликвидировать своего непосредственного начальника. А может сам дослужиться до генерала в стане врага, что открывает путь к самому изощрённому варианту победы. Ваш шпион, пробравшийся в высшие эшелоны военного руководства, имеет неплохие шансы стать новым королём, если прежний погиб в бою или несколько раз случайно упал на топор во время утренней пробежки.

А какие в Seven Kingdoms можно наблюдать сюжеты, какие биографии! Например, вы отправляете гражданского шпиона в посёлок одного из королевств. Через какое-то время его забривают в солдаты и обучают тыкать мечом в живых людей. Рекрут сражается, матереет, чудом выживает в нескольких кампаниях, и вот у него уже генеральские звёзды на погонах и гарнизон отъявленных головорезов в подчинении. А там, как говорилось ранее, и до короны недалеко. Учитывая, что разведчик может легко погибнуть на любом отрезке этого пути, дослужившихся до высот профессионалов ценишь и бережёшь не меньше самых свирепых воинов.

Кроме того, есть несколько презабавных способов обращения с обнаруженными шпионами врага. Можно, например, организовать специальное поселение, и ссылать туда всех джеймсбондов на сельскохозяйственные работы. К тому же их можно послать в первой линии атаки во время войны, - не жалко. И ещё много всякого замечательного можно проделывать с вражьей агентурой.

Шпионаж - лучшее, что есть в «Семи королевствах». Эта механика действительно уникальна, особенно для RTS. За неё можно простить практически всё.

Но вернёмся к Seven Kingdoms II. В игре теперь есть кампания – набор динамически генерируемых сценариев. Довольно интересная штука, - но всё же важнее (для меня, во всяком случае) всегда была и остаётся свободная игра на огромной карте. Как и в первой части, есть куча заранее подготовленных сценариев, и там действительно можно подобрать что-нибудь интересное. Кроме того, никто не мешает самому взяться за перо и сочинить своим подопечным неприятностей на одно место, – редактор сценариев прилагается.

Ещё появились герои. Главная их особенность в очень (порой - запредельно) высоких боевых и/или лидерских скилах. Кроме того, герой обычно притаскивает с собой какой-нибудь артефакт. Да, в игру завезли и артефакты: бутылки-лечилки, особое оружие и так далее. Использовать их может любой юнит, а сами цацки иногда просто валяются на земле и всегда продаются в тавернах. Там же за большие деньги нанимаются сами герои. Впрочем, если репутация вашего королевства достаточно высока, прославленные воины вполне могут пойти под ваше командование сами. Всё это приятно разнообразит геймлей, внося лёгкий флёр классической RPG-шности. Хорошие нововведения.

Но и без потерь не обошлось. Поговорим о грустном.

Один из главных минусов продолжения – тотальный бытовой национализм. Из игры исчезли посёлки, населённые несколькими народами. Это, конечно, делает контроль проще: один генерал нужной национальности положительно влияет сразу на всё население города и нет недовольных инородцев. Но пострадал в итоге тот же шпионаж. Раньше агента любого племени можно было подселить в любую деревеньку. Да, «чужого», скорее всего, довольно быстро вычислят и вычистят, - но шанс у него был. Теперь такое невозможно вовсе, и порой приходится долго шастать по тавернам в поисках шпиона с нужной формой носа. Зачем было нужно это изменение? Непонятно.

Другой явный минус, который, возможно, ещё обиднее первого, – в утиль отправлены рабочие профессии. Нет больше шахтёров, рабочих и учёных. На предприятиях и в НИИ трудится безликая масса, и это опять же ударило по шпионажу. Теперь на фабрику не заслать инженера-вредителя, который будет откручивать важные гайки и «случайно» переворачивать вагонетки с ресурсами.

Всё это, на мой взгляд, нанесло болезненный удар по геймплею, и вряд ли герои с артефактами и возможность игры за монстров полностью скомпенсируют потерю ощутимой части шпионских радостей.

Но несмотря ни на что, Seven Kingdoms II: The Fryhtan Wars – это достойное продолжение. Похорошела графика, добавилась целая параллельная ветка игры за монстров, стало больше юнитов и исследований, изменились и (для кого-то к сожалению, а для кого-то к радости) упростились некоторые стратегии. Плюсы и минусы каждый взвесит для себя сам.

В то же время эта игра действительно сумела привлечь под свои флаги куда более широкую аудиторию. Правда, многие фанаты со стажем посчитали её слишком казуальной и остались в SK: Ancient Adversaries.

Но новичкам я бы рекомендовал начинать знакомство с серией именно с Seven Kingdoms II, чтобы не побить нежные организмы о камни оригинала. Уже потом, осмотревшись и подкачав мускулы, можно переходить к менее презентабельной, но куда более глубокой первой части.
Автор обзора: Colonist
Seven Kingdoms, Seven Kingdoms: Ancient Adversaries
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Вопреки озвученному ниже (или выше - смотря откуда смотреть!) мнению некоторых ортодоксов, Seven Kingdoms: Conquest (или Seven Kingdoms 3, по сути) - не такая уж и плохая игра. Просто нужно учитывать, что у Стива Фоукнера (автора серий Warlords и Warlords Battlecry), которого Тревор Чан и Enlight позвали спасать разработку SK3, была всего пара месяцев на это. Потом энлайтовцам не понравилось, как радикально Стив изменил концепцию серии, мужчины повздорили... ну, и как всегда в таких случаях бывает, SK3 осталась нелюбимой сиротой, к тому же никому не известной. А, между прочим, зря... Игра-то сама по себе годная.
Кто-нибудь из ветеранов мог бы сравнить Вторую часть с Первой? С какой лучше начать знакомство с серией? Насколько Фрихтаны вписываются в мир 7К, как там с (дис)балансом? Каковы вообще (помимо Фрихтанов) отличия между частями, добавлено ли во Второй что-нибудь реально улучшающее/обогащающее геймплей?
Заранее благодарю.
Запуск игры под разные ОС

Windows 95 Gold: отлично работает;
Windows 98SE: отлично работает;
Windows 2000 SP2: никаким образом не работает (просто вылет с ошибкой);
Windows XP SP2: отлично работает (без совместимости, патча и вообще чего бы то ни было).
Windows Vista Home Premium:
Заходим в пуск -> все программы -> стандартные -> жмём правой кнопкой мыши по пункту "командная строка", жмём "запуск от имени администратора", вводим туда следующую строку так, как она написана здесь (со всеми кавычками):
regsvr32 /u "C:\program files\K-Lite Codec Pack\filters\mpegsplitter.ax"
Эта строка разрегистрирует кодек mpegsplitter.ax, после чего игра начинает работать.
Это может показаться некропостингом, но может и спасти время и деньги тех, кто не читает АГ. Если вам понравилась первая и/или вторая часть игры, даже не думайте покупать третью. Собственно говоря, она не стоит даже того, чтобы с торрентов качать.

А вот эта часть меня в своё время неплохо развлекала (ещё с того времени, как установил демку с диска Игромании). Да и сейчас иногда интересно поиграть. Взглянуть точно стоит.
Клёвая игра, играл года 5-6 назад и даже сейчас игра прёт. Может есть у кого желание по инету порубится в неё?